Ренессансные мотивы в творчестве И.В. Жолтовского - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Ренессансные мотивы в творчестве И.В. Жолтовского

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческая биография Ивана Владиславовича Жолтовского (1867-1959), известного зодчего и любителя итальянской архитектуры, очень часто привлекала внимание исследователей, но, несмотря на это, работы мастера до сих пор хранят много тайн.

В 1926 г. Жолтовский вернулся из трехлетней поездки по Италии. Всё это время он занимался изучением итальянской архитектуры. Особый интерес у него вызывал период итальянского ренессанса. В особенности сильно его заинтересовало творчество прославленного венецианского зодчего Андреа Палладио, что повлияло в дальнейшем на весь архитектурный стиль Жолтовского. Позднее он перевел на русский язык его «Четыре книги об архитектуре».

Жолтовский считал своей миссией массовую ретрансляцию классической итальянской культуры, и вводит моду на ренессанс. Он не намеревался слепо следовать традициям ренессанса, а занимался его аутентичной стилизацией, используя, в том числе, и пластические отступления от ордерного канона. В этом было отличие неоклассики Жолтовского от эклектики и нормативной неоклассики 1900-10-х.

Жолтовский использовал самые разнообразные приемы в своих работах. Например, в доме Уполномоченного ВЦИК в Сочи (1935) архитектор смешивает несколько образов: по-барочному разорванные фронтоны виллы Альдобрандини соседствуют в нем с трехризалитной схемой палладианской виллы Барбаро, неоантичным портиком и пилястрами кватроченто. Сложность мотивов и пропорций, ассоциации с работами итальянских архитекторов, прорисовка деталей – таков архитектурный стиль Жолтовского.

Работая над проектами Ипподрома (1951), типового кинотеатра (1952) и театра Немировича-Данченко (1953), Жолтовский объединяет образы разных эпох – ренессанса и ампира, мотивы Брунеллески и Палладио, и благодаря таким сочетаниям, уходит от имитации чужой эпохи.

Дом на Моховой, выстроенный по его проекту, представляет собой идеальное сочетание вкуса и архитектурно-строительного качества (рис. 2). Этот проект является образцом высокохудожественной архитектурной продукции, плодом большого мастерства, большой архитектурной культуры. Продолжая историческую линию палладианства, Жолтовский делает в этой работе новую попытку применить палладианские формы в современной интерпретации. Для достижения своей цели он занялся переработкой традиционных палладианских приемов. Например, «колоссальный ордер» Палладио применен здесь в семиэтажном здании.

Интересно отметить и то, что визуально определить количество этажей в данном здании достаточно сложно. Архитектор достиг такого эффекта за счет вынесения верхнего этажа в аттик над энергичным и сильно раскрепованным карнизом, постановкой дома ниже уровня улицы, а также формами и масштабами окон, и сочетанием их с балконами. Таким образом архитектор сумел преодолеть противоречие между ренессансной композицией фасада и типом современного многоэтажного городского дома [2].

Еще одним интересным приемом является трансформация старой палладианской композиции. Выполнена она за счет применения очень широких оконных проемов, а также в междуэтажном смыкании окон при помощи пластических средств. Характерной чертой архитектурной композиции здания является его объемный разворот, прерывающий единую линию фасада при помощи боковых отступов от красной линии, отступов, как бы наполняющих воздухом и пространством сам фасад. Выступающая часть дома напоминает палаццо, спроектированные Палладио в Виченце — палаццо Капитаньо и палаццо Вальмарана (рис. 1) [3].

Рис. 1. а) палаццо Капитанио, А. Палладио, Виченца (1572);
б) палаццо Вальмарана, А. Палладио, Виченца (1565).

Рис. 2. Дом на Моховой, И.В. Жолтовский, Москва (1934).

Очень интересным творением Жолтовского является дом купца Тарасова, расположенный на Спиридоновке в Москве (рис. 3, б). Известно это сооружение тем, что на первый взгляд оно кажется точной копией палаццо Тьене в Виченце, построенное А. Палладио (рис. 3, а). Но, если внимательно присмотреться к фасаду, становится понятно, что дом Тарасова является сложной стилизацией итальянского дворца. Такой ход может быть направлен на трансляцию самого духа архитектуры Палладио. А композиция фасада со стороны Большого Патриаршего переулка развернута и включает не характерный для палладианской архитектуры застекленный пилястровый портик над арочным входом во двор.

Рис. 3. а) Палаццо Тьене, А. Палладио, Виченца (1551);
б) Дом Тарасова, И.В. Жолтовский, Москва (1912).

Общую композицию этого дома Жолтовский выполнил в полном соответствии с палаццо Тьене, но изменил пропорциональные отношения верхнего и нижнего этажей. При изучении Дворца дожей мастер отметил пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей. Жолтовский выяснил, что высота его нижней части на 1/13 больше высоты верхней части. В палаццо Тьене, наоборот, верхняя часть больше нижней. Для проектируемого дома Тарасова архитектор принял пропорции венецианского Дворца дожей. Благодаря такому приему построенное Жолтовским здание своим внешним видом напоминает палаццо Тьене, но имеет абсолютно другие пропорции. За счет этого оно представляет собой творчески переосмысленное произведение [1].

Внутренний двор Жолтовский спроектировал отличным от двора палаццо Тьене. Вместо двухъярусных аркад он создал совершенно новую несимметричную композицию прямоугольного двора, в которой воссоздал общую ситуацию итальянских палаццо: корпуса словно сохранившие отделку разных архитекторов, трехчастный вестибюль со сводами на ионических колоннах и рустованная арка в сторону заднего двора, сквозь которую видна еще одна арка [4].

Рис. 3. а) план Палаццо Тьене, А. Палладио, Виченца (1551);
б) план дома Тарасова, И.В. Жолтовский, Москва (1912).

Жолтовский избрал палладианский путь в своих работах еще до постройки дома Тарасова. А к 1909 году он уже довольно ясно заявил о своих предпочтениях, обозначив этим собственную палладианскую линию в русском неоклассицизме начала XX века, в котором были еще и обобщенный неоренессанс, и неоампир, и некий абстрактный классицизм.

Образы Италии – столичные и провинциальные, античные и ренессансные, спустя годы после заграничных поездок, соединились в воображении Жолтовского в нечто совершенно новое. Целью мастера стало перенести эти образы в Россию в более современной интерпретации. Это можно назвать своеобразной инсценировкой итальянского Ренессанса, в которой переплелись ренессансные мотивы и архитектурные идеи 1900-10-х годов, и которая сформировала архитектуру Жолтовского.

Литература:

Жолтовский, И. В. Проекты и постройки / И. В. Жолтовский – Москва : Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1955. – 160 с.

Бархин, А. Д. Актуальное, ретроспективное и уникальное в творчестве И. В. Жолтовского 1930-50 / А. Д. Бархин // Academia. Архитектура и строительство. – 2015. – № 4.

Хигер, Р. Я. Дом на Моховой / Р. Я. Хигер // Архитектура СССР. – 1934. – № 6. – С. 19-23.

Седов, В. В. Особняк Тарасова в Москве / В. В. Седов // Проект Классика. – 2007. – № XXI-MMVII.

Просмотров работы: 11