ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Каримулаева Э.М. 1, Шигабудинова М.Ш. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современного образовательного пространства становится очевидной проблема качественной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формирование у них метапредметных компетенций, способности применять педагогические знания и умения на практике. Реформирование системы образования продиктовано необходимостью улучшения качества образования на всех ступенях подготовки, которое нашло выражение в нынешней версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), причем изменения должны происходить на всех ступенях одновременно.

Использование проектной деятельности в обучении ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. [40,с.74]

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Необходимость использования метапредметного подхода на занятиях связана с динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этических и социальных групп и др. [4, с.15].

Метапредметные компетенции (lifelongeducationalcompetences – т.е. навыки самообучения и повышения квалификации в течение всей жизни) активизируют воспитательный аспект модели case studies (case stydu – метода изучения, обсуждения и решения ситуаций, как смоделированных, так и реальных) как особой технологии обучения и перевоспитания студентов и обучающихся различных образовательных учреждений. Кейс-стади— технология погружения участников в процесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепочка заданий и носящая импровизационный характер. Кейс-стадиобеспечивает возможность взаимосвязи общеобразовательной, общекультурной и профессиональной подготовки; побуждение, к поиску собственных ориентиров, а не принятия готовых образцов. Цепочка заданий начинается с проявления отношения участников к теме, затем обращаются к личному опыту участников, а потом - к общественному. Наиболее распространенный вид кейс-стади - это метод конкретной ситуации, охватывающая процесс поиска, познания, открытие нового. В качестве заявленной для кейс-стади проблемы нами была выбрана тема «Права человека». [11,с.24]

Структурный подход предполагает, что каждая система состоит из элементов с определѐнными связями. Составление алгоритмов, таблиц, схем, конспектов и т.п. является основой для упорядочения и осознания проблемы; усваивать не только информацию, но и методы еѐ изучения как основу способов профессиональной деятельности; участвовать в групповой работе, усваивая правила и технологию общения; постоянно оценивать собственный результат: не только усвоенную информацию, но и методы, которыми овладели; степень интереса, развитие мыслетехнической, коммуникативной, рефлексивной культуры.

Мыслетехнические тренинги позволяют правильно и понятно выражать свои мысли, коммуникативные – общаться с людьми, рефлексивные – анализировать и оценивать эффективность собственной деятельности с целью совершенствования; относиться к учебному труду с интересом и положительными эмоциями: знания – это ценность и им надо радоваться как приобретению некоторого достояния, самовознаграждая себя за это чувством собственного достоинства, личным удовлетворением и хорошим настроением.

В связи свыше сказанным, приоритетным научным направлением обучения студентов факультета права ФГБОУ ВО «Даггоспедуниверситета» является метапредметный, межпрофессиональный подход в обучении студентов. Выпускающая кафедра готовит бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» обучает дисциплинам гуманитарного цикла студентов педагогического университета. В рабочие программы которых введены задания, согласно действующему приоритету профессионального воспитания и принципу преемственности, связанные с формированием коммуникативных компетентностей и личностных универсальных учебных действий.

Технология метода мозгового штурма направлена на групповое решение творческой проблемы формирования правовой компетентности, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приёмов.

Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым повышается его уверенность в себе, и облегчаются механизмы творчества. Выступая в качестве разновидности интерактивных методов обучения, в основе метода мозгового штурма лежит снижение критичности человека в отношении своих возможностей. Это раскрепощает мысль и оптимизирует условия для творчества.

В ходе исследования объекта нашего исследования нами был использован метод мозгового штурма «Как защитить свои права». В ходе деятельности и общения в данном проекте студенты научились легко преодолевать внутренние барьеры у отдельных членов группы. Её достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику – логику соседа, таким образом, у студентов формируются умения правопонимания и правоприменения. [30,с.64]

В ходе занятия участники-студенты, по нашему мнению, приобретают умение доброжелательно слушать, спорить, задавать вопросы, поощрять. Каждый свободно, не опасаясь насмешек, выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, поскольку критика исключена полностью.

Например, игровые технологии, представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Вот почему студенты с увлечением относятся к такой форме обучения.

Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она воссоздает предметный контекст-обстановку условий практики и социальный контекст, в котором студент взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте – на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональные элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии.

В ходе деловой игры проводимой нами выделены профессиональные ценности и принципы работы комиссии по делам несовершеннолетних. В частности у студентов активно формируется способность адекватного восприятия человека; уважения чужой точки зрения; психологическая индивидуальность; уважительное отношение к личности и ее проблемам; умение слышать и слушать, доброжелательность, тактичность. [16,с.24]

Подобные исследования, проведенные в рамках деловой игры, подтверждают, что процесс игрового обучения очень гибок. Он дает возможность преподавателю творчески использовать в дидактических целях наиболее значительные события, различные критические ситуации.

Из этого следует, что деловая игра может рассматриваться как имитация реальной деятельности специалиста, стоящего в позиции педагога или правоведа в тех или иных искусственно созданных ситуациях; как специально организованная деятельность студентов, воссоздающая реальный процесс, сочетающий в себе учебно-воспитательные и игровые элементы. Проведение деловых игр способствует раскрепощению творческих сил, как у студента, так и у педагога, дает возможность свободно мыслить.

В рамках курса «Профессиональная культура и этика учителя», рассмотрим, например, деловую игру «Кодекс моральных норм», которую в модернизированном виде можно проводить с первокурсниками в начале семестра с целью выработки правил поведения в вузе при общении с преподавателями и однокурсниками. Эта игра носит творческий проектный характер. Студентам предлагается выделить, обсудить и выработать кодекс моральных норм (5-7 правил), которыми они должны руководствоваться при общении с окружающими в вузе. Студентам даѐтся время на формулирование содержания моральных норм (справедливости, равноправия, вежливости, честности, взаимопомощи и т.д.), обдумывание, обсуждение и составление набора необходимых правил. В результате формулируется моральный кодекс группы, который оформляется в виде плаката, на котором расписываются все члены группы, чем подтверждают своѐ согласие следовать записанным правилам.

Эта деловая игра может проводиться также у первокурсников на различных дисциплинах, а затем вырабатываться единый кодекс моральных норм. Интересно проследить динамику изменения в формулировании кодекса у студентов от первого курса по мере взросления: если первокурсников в основном интересует влияние возможности количества опозданий и пропусков на результативную оценку, то выпускников волнуют приобретение коммуникабельности, компетентности, ответственности, самостоятельности, дипломатичности, умения работать в команде и т.п.

Отметим, что подобные деловые игры не требуют больших временных затрат в аудитории, так как выполняются студентами самостоятельно во внеучебное время. Причѐм выполнять такие деловые игры творческо-проектного характера можно в рамках практически любой дисциплины: для этого требуется желание преподавателя, способного организовать выполнение подобного задания в рамках изучения своего предмета. [18,с.65]

Метапредметное содержание образования предполагает иную деятельность, отличающуюся от традиционной, которая позволяет сформировать метапредметные компетенции, необходимые для успешного личностного роста, которые могут быть представлены как метазнания, метаумения и владения метаспособами. В таком случае метазнания предполагают универсальные знания, возможности их получения, метаспособы позволяют решать практические задачи, метаумения – это умения и навыки, которые можно применять в разных областях учебной деятельности. Однако формирования метапредметных знаний студентов педвуза должны учитывать ряд характерных для методеятельности особенностей, таких как исследовательский фактор, предполагающий не только выявление проблем, но и формулирование гипотезы.

Список литературы

1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова., 2012.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова., 2014, с.321.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ под ред. А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, М:, 2015, с.235.

Просмотров работы: 170