ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каримулаева Э.М. 1, Хваджаева Х.М. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров, содержания и технологий образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Поэтому современный урок – это, урок, направленный на формирование универсальных учебных действий. А при его моделировании, учителю необходимо выбрать наиболее эффективные методы и приемы для формирования универсальных учебных действий.

Образовательное пространство в общеобразовательных учреждениях строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Ключевой составляющей данной системы является обеспечение условий для развития УУД. В среднем и старшем звене вместе с данной системой обучения используются новые методы и технологии при сохранении главного - деятельностного подхода в обучении. Соответственно каждый урок нацелен на развитие умений результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из прошлого опыта новое знание, самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, проявлять инициативу в новых образовательных ситуациях.

Современный урок должен отвечать новым требованиям:

в центре урока – дети;

позитивное начало и успешное окончание урока – ситуация «успеха»;

четкие тема, цель, задачи урока;

проблемный и развивающий характер урока;

минимум репродукции - обобщения и выводы делают ученики; учет возможностей конкретных обучающихся; обратная связь;

мастерство учителя.

Рассмотрим формирование коммуникативных УУД на уроках обществознания, а также приведем пример типовых заданий для формирование коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий очень важны парные и групповые формы организации познавательной деятельности. Здесь можно использовать такие приемы, как «обсуди в группе или в паре», «аргументируй свое мнение», «с чем ты согласен / не согласен», «обсуди в группе или в паре», «аргументируй свое мнение», «с чем ты согласен / не согласен», составь устный ответ, используя слова: «я считаю, что…», «потому что…», «во-первых,… во-вторых,…», ответь письменно, выступи перед классом, объясни своими словами.

Коммуникативные УУД – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения.

Например, на уроке обществознания в 10 классе по теме «Социальная структура общества» можно предложить учащимся для обсуждения отрывок из статьи «Неравенство» американского социолога Н. Смелзера. Учащиеся не только находят в указанной статье компоненты неравенства в социальной структуре, но и высказывают свое мнение по вопросу: «Причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?». Очень эффективна на таких уроках применения такой образовательной технологии, как «Дебаты». Использование дебатов способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала.

Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова., 2010, с.321.

2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова., 2012.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий/ под ред. А. Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской, М:, 2010, с.235.

Просмотров работы: 37