МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Каримулаева Э.М. 1, Багандова С.Б. 1
1Дагестанский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование общеучебных умений и навыков – специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, - это неверно.

Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный малоинформативный ответ и т.д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Прежде всего, перед детьми ставится цель – овладеть определенным умением. Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да периодически в более сложных случаях в дальнейшем, давая то или иное задание, сама указываю ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие социальные, достижение успеха, избегания наказания и др.

Ставя цель обучить данному умению, надо дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом хорошие оценки и т.д.)

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, учитель сам должен владеть соответствующей программой формирования умений. При планово – тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно, чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого стараюсь добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

Например, при обучении умению составлять план-схему, показываю в виде образца план к определённой, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме – составляют план по этому учебному материалу. Далее, тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляют их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведённого примера, совместная деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развёрнута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более лёгкие, доступные действия, внешние по форме.

Таким образом, основной путь здесь – совместная деятельность, а метод – выполнение внешних действий. Причём внешние действия должны быть вначале максимального развёрнуты и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен ещё научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения – задания: опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определённом порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом чётко объясняя, что здесь существенно, а что нет.

Тренировка, нужная для обработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребёнок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредотачивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Так, на уроках русского языка и чтения ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребёнка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.

К окончанию обучения все ученики должны уметь:

- самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;

Рационально использовать учебные принадлежности;

- планировать выполнение домашней работы, рационально распределяя время на её выполнение;

- самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом её реализации;

- осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности;

- вносить изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить рабочее место для занятий и труда.

Формы:

- тренинги

- игры

- упражнения

- семинары

- дискуссии

- синквеи «паучки» и др.

Методика формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся

Условия:

Разработка приёмов и подбор средств с целью формирования общеучебных умений учащихся начальных классов;

Закрепление сформированных общеучебных умений учащихся и преломление их в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.

Продолжение работы по формированию общеучебных умений учащихся на предметах 2-й ступени образования.

Средства:

- печатные учебные материалы

- ТСО

- тренажеры

- средства наглядности и др.

Методы:

- проектов

- коллективного способа

- игровые

- кейсов

- портфолио и др.

Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе образовательной школы, в которой учатся разные дети?

Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход?

Эти вопросы волнуют должны волновать каждого учителя, принимающего новый класс.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом. В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя.

Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому задача читательского развития учеников младших классов является первостепенной. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей работе использую специальные упражнения, которое включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на четыре группы; для развития сознательного чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

Список литературы:

Н.В. Матяш. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014.-144с.

Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2014. -176с.

Пахамова Н. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 2015. №1.

Просмотров работы: 48