Основные положения концепции укрупненния дидактических единиц - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основные положения концепции укрупненния дидактических единиц

Лиджиева Н.В. 1, Калянова Г.А. 2
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"
2ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Обоснованная эффективность укрупненного введения знаний, позволяет:

- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

- устанавливать больше логических связей в материале;

- выделять главное и существенное в большом объеме материала;

- понимать значение материала;

- сделать более эффективным закрепление материала;

Укрупнение дидактических единиц – это «клеточка» учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью.

В современном российском образовании существует много технологий, направленных на успешное обучение, на то, чтобы обучающийся мог в жизни решать любые задачи и ориентироваться в любой ситуации. Метод УДЕ находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии и филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого материала. Технология обучения, основанная на УДЕ, раскрывает и приводит в действие психофизиологические резервы мозга, так как совместное и одновременное изучение родственных разделов, представление информации в образно-наглядной форме, самостоятельное составление упражнений на основе сравнения и обобщения и т.п. открывает доступ к этим резервам, заставляя действовать все механизмы мышления. Являясь интегральной технологией, УДЕ отвечает за тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации.

Сущностные особенности УДЕ (обращение, деформация, составление упражнений) проходят, усложняясь, сквозной линией через все этапы математического образования. Таким образом, сущность УДЕ сводится к объединению знаний во времени или в пространстве. Элементы знания, распределённые раннее по разным разделам и курсам, объединяются и образуют тем самым целостный сплав структурно-новых знаний. Особенности технологии УДЕ на уроках математики: в качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова как элементарная целостность двуединого процесса «учения-обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача, её обращение, обобщение. В работе над математическим упражнением отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа: составление математического упражнения, выполнение упражнения, проверка ответа (контроль), переход к родственному, более сложному упражнению. Эти упражнения называются укрупненными упражнениями. Основной формой упражнения становится многокомпонентное задание. Которое образовано из нескольких логически разнородных, но психологически состыкованных в некоторую целостность частей:

а) решение «готовой» задачи;

б) составление обратной и её решение;

в) составление аналогичной задачи;

г) составление задачи по неким элементам, общим с исходной задачей;

 д) составление более сложной обобщенной по тем либо другим характеристикам исходной задачи.

Дидактической единицей может выступать совокупность вопросов или группы задач, отрабатываемых, как правило, в пределах одного урока. П.М. Эрдниев указал четыре основных способа УДЕ:

Совместное изучение связанных вопросов программы

Метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов

Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные

Усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров

Первый способ УДЕ – совместное и одновременное изучение взаимно связанных вопросов программы. Например, я применяю данный способ при изучении следующих тем: логарифмическая и показательная функция, производная и первообразная, тригонометрические функции. Такое совместное изучение тем дает экономию времени на изучение материала, освобождает тем самым время на отработку навыков применения знаний, а также учащиеся учатся сравнивать и анализировать.

Второй способ УДЕ – метод деформированных упражнений является необходимым атрибутом уроков математики, которые основываются на логических операциях, переборе возможных решений, сравнение чисел, прикидки и контроля ответа.

Третий способ УДЕ - решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные. Данный способ активно применяется при необходимости акцента на переходы от одного процесса к другому или, что то же самое, целесообразность сознательного сравнения этих во многом противоположных процессов. 

УДЕ - это специфическое отображение в дидактике объективной тенденции всей современной науки и интеграции знаний, ведущей к углублению обобщения в познавательных процессах. Способствует освоению учащимися главные, существенные понятия, связи, возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время и при резком снижении нагрузки на учащегося. УДЕ развивает логическое мышление, учит приёмам свертывание и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.

Укрупнение дидактических единиц способствует освоению главных, существенных понятий, возрастающего объема информации за меньшее, чем прежде, время и при резком снижении нагрузки на учащегося. Развивает память, внимание, логическое мышление, учит приемам свертывание и развертывание информации.

Биографический список

О.С. Гребенюк Общая педагогика: курс лекций /Калинингр. ун-т Калининград 1996

П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев / Обучение математике/ М: Просвещение, 1996

П.М.Эрдниев Обучение математике методом укрупнения дидактических единиц / Элиста 1979

Просмотров работы: 518