Для начала, хотелось бы показать насколько тема, которую мы выбрали, является актуальной.
Терроризм – явление, существующее на протяжении практически всей истории человечества. Однако в последние десятилетия отмечается его качественное изменение. Терроризм превратился в глобальную проблему, принявшую транснациональный характер. Число террористических актов неуклонно растет, террористические атаки происходят практически во всех странах мира и влекут за собой массовые человеческие жертвы. Одной из основных характеристик современного терроризма является его психический компонент, воздействие которого направлено на подрыв авторитетов, жизненных ценностей, моральных устоев и дестабилизацию в обществе в целом. В связи с этим изучение психических последствий терроризма, их предупреждение и преодоление становится одной из приоритетных задач психиатрии и психологии. Террористические атаки и террористическая угроза относятся к стрессогенным факторам высокой интенсивности, приводящим к развитию различных психических и поведенческих нарушений у пострадавших.
Таким образом, мы видим, что проблема терроризма и его последствий, влияющих на жертв террористических актов, является актуальной в настоящее время.
Давайте разберемся, что же понимается под психологическими последствиями терроризма?
Под психологическими последствиями терроризма следует понимать негативное влияние на эмоциональное и психическое здоровье человека.
Кто является жертвой террористических актов?
Жертва террористического акта - лицо (или группа лиц), перенесшее непосредственное посягательство на свои основные права со стороны другого лица (или группы лиц), действующего сознательно.
Теперь рассмотрим, каковы психологические последствия возникают у жертв террористических актов.
Данной проблемой занимались Пуховский Н.Н., Ольшанский Д.В. и др.
Психические и психологические последствия терроризма по направленности условно можно разделить на последствия, в результате которых возможно развитие изменений в личностной, эмоциональной и моральной сферах отдельных людей, и на последствия социального характера, ведущие к изменениям в обществе в целом.
Психология жертв террора складывается из пяти основных слагаемых. Они могут быть выстроены хронологически: это страх, сменяемый ужасом, вызывающим либо апатию, либо панику, которая может смениться агрессией.
Мужчины и женщины в качестве жертв террора ведут себя по-разному. Определенные поведенческие различия связаны с уровнем образования, развитостью интеллекта и уровнем благосостояния человека (чем меньше у него есть чего терять, тем больше склонность к хаотичному, непродуктивному протесту).
Спустя время после террористического акта у его жертв и свидетелей сохраняется психопатологическая симптоматика - прежде всего, в виде отложенного страха, а также разного рода фобий и регулярных кошмаров[4].
Мы так же хотим отметить важный факт, что последствия терроризма отличаются тем, что может пройти несколько лет, прежде чем жертва осознает наличие у себя психической травмы, как последствие террористического акта и обратится за помощью.
Выделяют классификацию последствий, переживаемых жертвами терроризма:
уникальность переживания: существует мало ситуаций в жизни, в которых человек переживает то же самое;
ужасна мысль, что ты играешь роль пешки в игре, находящийся вне их контроля, вне их понимания;
жертва ощущает себя униженной и не имеющей никакой ценности;
между жертвой и террористом иногда устанавливаются зависимость и жертва видит в террористе своего защитника(«Стокгольмский синдром»). Для жертвы такая связь выполняет защитную функцию, облегчая чувство страха и беспомощности. Тем не менее, после инцидента эта зависимость может превратиться в источник вины, что может свести на нет все попытки лечения;
ситуация, включает в себя элемент полной неожиданности, что не может не вызывать сильное чувство беспомощности и беспокойства [5].
Однако, следует отметить, что одним из основных видов последствий терроризма являются психологические последствия, основой которых является травматический стресс полученный жертвой при террористическом акте, не говоря уже о смерти. Последствия травматического стресса у жертв терроризма бывают различного характера и проявляются по-разному.
Психологические - снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности.
Физиологические - преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, изменение гемодинамики.
Эндокринные - повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарной надпочечниковой систем.
Метаболические - повышение в крови транспортных форм жира, сдвиг липопротеидного спектра в строну атерогенных фракций [1].
Мы считаем, что одной из самых главных задач является своевременно оказанная психологическая помощь жертвам террористического акта, ведь как говорят факты, без должного оказания помощи или в полном ее отсутствии последствия у жертв теракта протекают намного тяже, нежели чем у тех, кому помощь была оказана своевременно и правильно.
Так, исследования, проводившиеся в разных странах после террористических атак, показали наличие выраженных психологических последствий не только у непосредственных жертв терактов, но и у медработников и представителей различных спасательных служб.
По наблюдениям американских ученых, в Нью-Йорке после терактов 11 сентября у большинства терапевтов, работавших с пострадавшими, наблюдались интенсивные стрессовые реакции, которые были связаны как с идентификацией с жертвами терактов, так и с собственным подорванным ощущением безопасности, так называемая «чрезмерная склонность к эмпатии» [6].
Менее чем через месяц после террористических атак в Париже и Сен-Дени 13 ноября 2015 г. были проведены исследования среди медицинских работников (613 человек), оказывавших помощь жертвам теракта как непосредственно, так и косвенно. В 233 случаях (38%) были выявлены симптомы разной степени выраженности, соответствующие посттравматическому стрессовому расстройству. Наибольший уровень выраженности симптомов ПТСР (количественно и качественно) выявился у 130 человек (56%) непосредственно участвовавших в спасательных работах, преимущественно у женщин и специалистов с базовым (в сравнении с продвинутым и средним) уровнем профессиональной подготовки в деле спасения людей [6].
По результатам исследования, проведенного среди работников экстренных служб, принимавших участие в ликвидации последствий теракта на Брайтшайдплац в Берлине (ФРГ) 19 декабря 2016 г., спустя 3 месяца после инцидента были выявлены значимые расстройства в сфере психического здоровья, имевшие некоторые гендерные и профессиональные особенности. Так, наибольший уровень дистресса демонстрировали работники женского пола. Среди офицеров полиции отмечался повышенный уровень враждебности (недоброжелательности), а пожарные показывали некоторое снижение уровня качества социального функционирования [6].
Как вы думаете, люди, которые не присутствовали непосредственно во время террористического акта, считаются жертвами? Мы рассмотрели этот вопрос подробнее.
Учитывая масштабность последствий террористических актов, в психиатрии и психологии принято выделять среди пострадавшего населения не только первичные (непосредственные), но и вторичные (косвенные) жертвы. К вторичным жертвам относят людей, узнавших о трагедии из СМИ, по слухам и из рассказов очевидцев. Состояние неизвестности и неопределенности, коллективное ощущение незащищенности и неотвратимости катастрофы, постоянное ожидание очередной трагедии приводят к развитию затяжных состояний массовой тревоги и страха. Повсеместное развитие и конкурентная борьба средств массовой информации за аудиторию породили стремление максимально широко и «красочно» транслировать «горячие» репортажи с мест трагедии, что привело в последние годы к увеличению количества людей, ставших косвенными свидетелями произошедшего [2; 3]. СМИ, постоянно освещая катастрофы, трагические и криминальные события, ретранслируют в массовое сознание ощущение безнадежности и разрушения. В результате в обществе создается негативный фон неуверенности, тревоги, утраты контроля над обстоятельствами, который является почвой для дезадаптации и развития стрессовых расстройств [6]. Эти состояния способны вызывать различные формы психической дезадаптации не только у непосредственных жертв, но и у значительной части населения, формально не относящейся к пострадавшим – вторичных (косвенных) жертв. Нередко их эмоции и сопереживания бывают настолько сильными, что приводят к развитию психических расстройств разной степени выраженности, связанных с произошедшим терактом: ПТСР, патологическая боязнь поездок общественным транспортом, перелетов, выраженная тревога за близких и т .д.
Таким образом, мы хотим подвести итоги.
Исследования людей, которые подверглись террористическим атакам, подтверждают, что хроническая террористическая угроза формирует у личности снижение чувства безопасности, которое проявляется ощущением отсутствия контроля ситуации (невозможностью контролировать развитие событий и использовать уже имеющиеся навыки избегания негативных последствий) и чувством беспомощности, ухудшающим эффективность социального функционирования. Угроза теракта является серьезной травматической ситуацией, способной вызвать различные психические и поведенческие расстройства, вплоть до развития ПТСР не только у непосредственно пострадавших, но и у вторичных (косвенных) жертв. Страх перед повторением терактов и неверие в возможность защиты со стороны государства, приводят к развитию различных форм психической дезадаптации у населения, способствуют утяжелению уже имеющихся проявлений ПТСР, препятствуют обратному развитию психических расстройств, что требует от психиатров и психологов особого отношения к данной проблеме.
Таким образом профилактика последствий терроризма играет исключительно важную роль в изучении феномена терроризма. Психологические последствия, наблюдаемые у участников террористического акта, проявляются не только в их личности, но и в семьях и окружающем обществе.
Список используемой литературы:
1. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14., Психология, 1995, №4., С.47
2. Ениколопов, С.Н., Мкртычян А.А. Психологические последствия терроризма // Вопросы психологии: научный журнал. 2008. № 3. С. 71–80.
3. Ениколопов С.Н., Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. 2010. Т. 2(4). С. 41–46
4. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. –СПб.: Питер, 2002.
5. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология М. 2004 с.93-94.
6. Портал психологических изданий PsyJournals.ru http://psyjournals.ru/psyandlaw/2018/n3/95115_full.shtml [Социально-психологические последствия современного терроризма - Психология и право - 2018. Том. 8, № 3]
7. Пуховский В. Н. Психотравматические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект, 2000. - С. 73.