СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ишмухамедова О.А. 1
1ВКГУ им. Сарсена Аманжолова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Функциональная грамотность является одним из основных факторов, который помогает людям активно участвовать во многих сферах деятельности и самостоятельно обучаться в течение всей жизни.

Под грамотностью в современном мире понимается степень владения человеком навыками слушания, говорения, чтения и письма на родном языке. Грамотный человек должен использовать перечисленные навыки в соответствии с орфоэпическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, пунктуационными нормами. С течением времени сущность понятия «грамотность» менялась и расширялась в связи с ростом общественных требований.

Впервые о функциональной грамотности было заявлено в середине 60-х годов 20 века. В Тегеране, на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в 1965 году был предложен термин «функциональная грамотность» [1]. Если первое время под функциональной грамотностью понималось в основном владение чтением и письмом, то позднее функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: она стала включать также компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде [2]. Исходя из данного определения, можно прийти к выводу, что человек в современном быстро меняющемся мире непременно должен быть всесторонне развитым, образованным и способным к самообучению, обладать навыками функциональной грамотности.

Анализ педагогических исследований и результаты проведенного нами констатирующего эксперимента позволили выявить следующие проблемы у учащихся начальной школы: преобладание неполных ответов на вопросы над полными; трудно сформулировать собственную точку зрения; отсутствие логики при изложении своих мыслей при раскрытии темы и основной мысли высказывания и т.п.). Все это свидетельствует о том, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, говорение и письмо. Поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации, что является обязательным компонентом коммуникативной компетентности учащихся. Быть грамотным – значит свободно владеть богатством родного языка в устной и письменной речи. Учебные Программы по русскому языку и литературному чтению определяют систему навыков функциональной грамотности, их структуру и содержание, которые включают, в том числе, и объем знаний, умений и навыков учащихся по учебному предмету. Учитель же намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающий наибольший эффект в формировании функциональной грамотности школьников.

Рассмотрим краткую характеристику навыков функциональной грамотности.

Слушание - это сложный процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации.

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме[3].

Слушание и говорение как навыки функциональной грамотности очень важны, поскольку это основа коммуникации. Без слушания ни один человек не сможет понять, что пытается донести до него собеседник, а без говорения человек сам не будет способен выразить свои мысли, рассказать о чём-либо, доказать, объяснить, привлечь внимание слушателей, интересно преподнести информацию.

Чтение - вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста.

Чтение также играет немаловажную роль в жизни каждого человека, ведь именно благодаря чтению мы активно обогащаем словарный запас, развиваем орфографическую зоркость, узнаём много нового, анализируем поступки персонажей художественных произведений и задумываемся над многими вопросами, которые поднимаются различными авторами. Чтение помогает оценить собственный жизненный опыт и приобрести новый. На протяжении всей жизни человек находится в контакте с книгой. В дошкольном возрасте ребёнок знакомится с книжкой-малышкой, которая обычно содержит множество иллюстраций, занимательные стихотворения, загадки, пословицы, развивающие игры. В младшем школьном возрасте, т.е. уже в начальной школе, ребёнку приходит пора взять в руки учебник, энциклопедию, словарь, и научиться работать со всеми перечисленными литературными источниками. Постепенно человек знакомится с множеством самых разнообразных книг, журналов, газет, статей, учится ориентироваться в читательском пространстве.

Такой навык функциональной грамотности, как письмо, не менее актуален в современном мире, чем слушание и говорение, а также чтение. Человеку необходимо уметь правильно, чисто и красиво писать для того, чтобы без проблем составлять заявления, заметки, памятки, объявления, отправлять письма родственникам и друзьям и т.д.

Процесс формирования слушания и говорения начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается на протяжении всего обучения в начальных классах, когда прибавляются такие навыки как чтение и письмо.

Навыки функциональной грамотности (слушание, говорение, чтение и письмо) формируются и развиваются в процессе освоения школьниками всего набора учебных предметов в школе, поскольку являются универсальными. Без них невозможно изучать ни одну дисциплину, так как в процессе обучения важно слушать и понимать речь учителя, правильно и лаконично изъясняться, учитывая ситуацию и рассчитывая время, требуемое на высказывание. Важно быстро находить необходимую по данной теме информацию, уверенно ориентируясь в книгах и учебниках. Также необходимо грамотно писать, соблюдая орфографические, лексические, пунктуационные правила и грамматические законы русского языка.

Одним из учебных предметов в системе начального образования, который способствует формированию навыков функциональной грамотности, является «Литературное чтение». Так же, как и «Русский язык», а также другие дисциплины, «Литературное чтение» способствует формированию у младших школьниковфункциональной грамотности, общему и интеллектуальному развитию, нравственному воспитанию. Процесс восприятия и анализа художественных произведений помогает детям обогатить свой мир словесно-художественными образами, научиться воспринимать и создавать в собственном воображении образы-персонажи и оценить их поступки, образы-переживания, картины жизни. Например, произведение Виталия Бианки «Музыкант» помогает ребятам почувствовать природу, музыку, задуматься над событиями, происходящими в рассказе. Важно то, что старый медвежатник, один из главных персонажей «Музыканта», проявил милосердие к медведю, играющему на расщеплённом грозой дереве. Он не стал убивать зверя и очень высоко оценил такую особенную музыку. Прочтение подобных произведений прививает учащимся сострадание, любовь к животным, к миру.

«Литературное чтение» может перекликаться с таким учебным предметом, как «Познание мира», если на уроке изучаются научно-познавательные рассказы, например, «Жаркий час» или «Разговор деревьев» Михаила Пришвина. В данных произведениях автор описывает происходящее в природе и то, как человек может чувствовать и воспринимать окружающий мир, какими глазами смотреть на, казалось бы, самые обыкновенные вещи и явления.

«Литературное чтение» решает одну из основных задач начальной школы – формирует систему читательских умений, которые призваны обеспечить процесс обучения в целом.

Использование на уроках литературного чтения тематической музыки, репродукций картин, художественных произведений прививает детям эстетический вкус, формирует эстетические идеалы.

«Литературное чтение» одновременно с читательскими учениями способствует формированию и совершенствованию системы речевых умений:

1) умения, связанные с восприятием изобразительно-выразительных средств языка (понимание значений слов, а также роли, которую слова играют в предложении и тексте; умение использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства);

2) информационно-содержательные умения (поиск необходимой информации; определение и раскрытие темы, основной мысли);

3) структурно-композиционные умения (деление текста на части, составление плана, последовательное и связное изложение материала);

4) умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, оформления, структуры [6].

Анализ системы читательских, речевых умений и Учебной программы «Литературное чтение» позволил установить взаимосвязь названных умений и ключевых навыков, характеризующих содержательную сторону навыков функциональной грамотности (таблица 1).

Таблица 1 – Взаимосвязь читательских и речевых умений и навыков функциональной грамотности

Читательские умения

Речевые умения

Ключевые навыки

Воспринимать изобразительно-выразительные средства языка

Умения, связанные с восприятием изобразительно-выразительных средств языка:

понимание значений слов, а также роли, которую слова играют в предложении и тексте;

умение использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства

1.4 Привлечение внимания слушателей

Воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем

2.6 Понимание использования автором изобразительно-выразительных средств в тексте литературного произведения

3.3 Написание текстов с использованием различных форм представления

Воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем

Информационно-содержательные умения:

поиск необходимой информации;

определение и раскрытие темы и основной мысли

1.1 Понимание содержания аудио/видеоинформации

Осваивать художественную идею произведения

1.2 Пересказывание произведения

Видеть авторскую оценку, отношение, позицию во всех элементах произведения

1.5 Высказывание мнения по аудио/видеоинформации

Целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи

2.1 Использование видов чтения

2.6 Понимание использования автором изобразительно-выразительных средств в тексте литературного произведения

2.2 Формулирование вопросов и ответов по содержанию литературного произведения

2.8 Извлечение информации из различных источников

Устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике

Структурно-композиционные умения:

деление текста на части;

составление плана;

последовательное и связное изложение материала

2.2 Формулирование вопросов и ответов по содержанию литературного произведения

2.4 Определение жанра литературного произведения

3.2 Создание творческих работ разных жанров

3.1 Составление плана

3.2 Создание творческих работ разных жанров

Воспринимать изобразительно-выразительные средства языка

Умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры, оформления

2.3 Определение темы и основной мысли литературного произведения

Воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем

2.6 Понимание использования автором изобразительно-выразительных средств в тексте литературного произведения

Устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике

3.4 Нахождение и исправление ошибок

Осваивать художественную идею произведения

Литературное чтение играет очень важную роль в жизни детей, т.к. данный предмет формирует речевые и читательские умения и, одновременно, навыки функциональной грамотности, перечисленные выше, научает анализировать прочитанное, понимать основную мысль текста, обогащает жизненный опыт младших школьников, создаёт условия для эмоционального восприятия художественных произведений и сопереживания героям. Литература расширяет круг культурно-познавательных интересов, помогает ребёнку найти себя в мире книг: определиться, мышление каких авторов ему ближе, какие жанры он предпочитает в художественных произведениях.

В чем заключается сущность навыков функциональной грамотности в преломлении к учебному предмету «Литературное чтение»?

Слушание – такой же активный вид речевой деятельности, как и говорение [7]. Он предполагает концентрацию внимания на говорящем и призван обеспечить понимание информации, содержащейся в тексте литературного произведения, её осмысление, согласие или несогласие с услышанным либо прочитанным. Слушание можно рассматривать как компонент диалогической речи, поскольку, даже если человек молча воспринимает звучащую речь, он всё равно взаимодействует с говорящим: повторяет про себя фрагменты его высказывания, мимикой или жестами выражает удивление или непонимание, отмечает для себя более важные моменты и меньше внимания уделяет незначительной информации. Это говорит о том, что слушание не существует отдельно от восприятия, в нашем случае, от восприятия литературного произведения, восприятия литературно-художественных образов. Объясняется это очень просто: если человек действительно сосредоточен на том, что до него пытаются донести, он будет реагировать на речь, адресованную ему. Этим объясняется важность навыков слушание и восприятие для уроков литературного чтения. Чтобы младшие школьники сумели заинтересоваться художественным произведением, прочувствовать его атмосферу, спрогнозировать дальнейшие события, сделать выводы об отношении автора к персонажам, их нужно подготовить к первичному восприятию текста.

Учителю необходимо создать в классе определённый настрой. Он может сделать это при помощи различных приёмов, а именно: рассказать детям какую-либо интересную ситуацию, отчасти похожую на ту, что будет фигурировать в произведении; предоставить занимательное задание, в процессе которого учащиеся самостоятельно сделают некое открытие, подводящее их к теме художественного произведения. Также учитель может подготовить ребят к первичному восприятию при помощи музыки, репродукций картин, отрывков фильмов или мультфильмов, экскурсии, которая организовывается заранее.

Согласно обновленной Учебной Программе по предмету «Литературное чтение», слушание и говорение предполагают развитие таких навыков, как:

- понимание содержания аудио- и видеоинформации (умение отвечать на открытые и закрытые вопросы, формулировать собственные вопросы);

- пересказывание произведения;

- прогнозирование событий в произведении (умение придумать начало и конец текста, если дана только основная часть);

- привлечение внимания слушателей;

- высказывание собственного мнения по аудио- или видеоинформации (умение чётко и понятно изловить свои мысли).

Говорение неразрывно связано со слушанием. Оно всегда мотивировано чем-либо - потребностью выразить своё мнение или дать ответ на вопрос, рассказать собеседнику историю, доказать что-то. Также говорение не может существовать без цели. Не будет цели - говорение не будет носить какого-либо смысла. Задача учителя - научить младших школьников говорить правильно и чётко, давать полные ответы, формулировать вопросы, соблюдать нормы речевого этикета.

Орфоэпия, согласно большому толковому словарю Кузнецова С.А., это система правил, определяющих правильное литературное произношение. Речь учителя оказывает большое влияние на учащихся, потому он и сам должен говорить в соответствии общепринятыми нормами языка.

Устная речь подразделяется на монолог (говорит один человек), диалог (между собой разговаривают два человека) и полилог (в разговоре участвуют более двух человек).

Чтение, как уже говорилось ранее, это один из видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Для педагога очень важно выработать у детей интерес к чтению, а стойкий интерес может возникнуть и сохраняться на протяжении долгих лет лишь в том случае, если ребёнок овладеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Помочь этому могут различные упражнения, направленные на развитие чёткости произношения, скорочтения, на внимание к слову и т.д.

Письмо предполагает освоение учащимися разных типов письменной речи: повествования, описания и рассуждения. К письменной речи относят изложения, сочинения, эссе. Писать сочинения-повествования гораздо легче на основе предложенных примеров, а ими могут стать художественные произведения.

Таким образом, работа с текстом художественного произведения и уроки литературного чтения в целом в силу своей специфики обеспечивают эффективность формирования всего комплекса навыков функциональной грамотности и таким образом обеспечивает результативность обучения в других образовательных областях. Поскольку между всеми предметами существует связь, которую очень удобно и даже необходимо ярче проявлять во время проведения интегрированных занятий. В свою очередь, функциональная грамотность способствует литературному развитию младших школьников и помогает им стать образованными, культурными, заинтересованными в саморазвитии и творчестве личностями.

Список литературы:

1. Пояснения к понятию «начальная грамотность» / Плюснина Е., 2017

2. Учитель и Ученик: грамотность, компетентность, технологичность: Учебное пособие / Губанова М.И., Лебедева Е.П., 2013

3. Новый словарь методических терминов и понятий / Азимов Э.Г., Щукин А.Н. — Москва: издательство Икар, 2009

4. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р., 2015

5. Скорочтение / Зиганов М.А. — Москва: Эксмо, 2016. — 224 с.

6. Методическое пособие к учебникам «Русский язык». 1—4 класс / Щеголева Г.С, Гогун Е.А.,Савельева Л.В., — Дрофа, 2013

7. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / Голубева А.В., Максимов В.И. — Москва: Юрайт, 2018

Просмотров работы: 58