ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Королева Марина Александровна 1
1Восточно-Казахстанский Государственный Университет имени С. Аманжолова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С момента рождения нормально развивающийся человек воспринимает звуки окружающего мира, наблюдает речь взрослых, их артикуляцию в момент говорения и подражает ей. Однако, нам известно, что слышатся и артикулируются одни и те же звуки (фонемы) абсолютно по-разному. Потому что абсолютно по-разному говорят мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодежь. А это значит, что мы постоянно сталкиваемся с многообразием звучания фонем родного языка. Это же происходит и с ребенком, который с момента своего рождения начинает осваивать родной язык, овладевает речевыми умениями, среди которых особое место занимает освоение звуковой стороны речи, формирование фонетико-фонематического слуха.

Как известно, каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой — громко; один произносит звуки звонким, высоким голосом, а другой — низким и хриплым, один говорит быстро и отрывисто, другой – медленно протягивает звуки и слова и т.д. все это – результат психофизиологических особенностей каждого говорящего, ребенка тем более. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

Психологи и психолингвисты обращают внимание на индивидуальный вариант звучания фонем и отмечают, что этот процесс определяется не одним признаком, а целой их совокупностью слышимых компонентов (шумовые, частотные и высотные характеристики), зрительных образов и двигательных ощущений, которые возникают при звукопроизношении. Этим определяются особенности формирования у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове «слон»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает нам ответить на эти вопросы. Этим объясняется необходимость дифференциации понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» в процессе поиска правильных и эффективных путей их развития.

Таким образом, в след за психологами, мы можем утверждать, что уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия определяет уровень безошибочного усвоения действий чтения и письма в процессе обучения грамоте на этапе предшкольной подготовки и обучения в первом классе. А проблема формирования фонематического слуха и фонематического восприятия – одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей на этапе дошкольного образования.

Проблема выбора подходов, обеспечивающих эффективность решения проблемы формирования фонематического слуха и фонематического восприятия, интересовала многих ученых и педагогов-практиков. Данная проблема разрабатывалась А. Арушановой и Е. Рычаговой, которыми была предложена система игр-упражнений на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи [1].

Варенцова Н.С. и Колесникова Е.В. разработали последовательную систему развития фонематического слуха, которая представляет собой набор пособий «Развитие фонематического слуха у дошкольников» для каждой возрастной группы. Предлагаемые ими пособия состоят из сценариев занятий (опорных конспектов) для педагогов и рабочих листов для детей и рекомендуются широкому кругу специалистов, работающих в различных дошкольных образовательных учреждениях, а также педагогам классов коррекционно-развивающего обучения, могут быть использованы родителями при подготовке детей к школе [2].

Психологический аспект формирования фонематического слуха и фонематического восприятия достаточно глубоко изучен Д. Б.Элькониным и его ученицей Л.Е. Журовой. Ими была предложена система подготовки дошкольников к обучению грамоте в системе дошкольного образования. Интерес представляют разработки А.И. Максакова, который предложил упражнения и иллюстративный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильного звукопроизношения, а также методические рекомендации для воспитателей и родителей [3].

Проблеме формирования фонематического слуха и фонематического восприятия посвящены исследования М.Ф.Фомичевой. Ею предложены рекомендации по индивидуальной работе с детьми, имеющими недостатки речи. Причем исследователь предлагает целостную систему работы по формированию у детей правильного произношения, начиная с первой младшей группы. Кроме того, система укреплена иллюстративным практическим материалом. Это дает основания использовать разработанные М.Ф.Фомичевой материалы в работе не только воспитателей, но и логопедов, а также педагогов, работающих в специализированных детских учреждениях, а так же родителями для самостоятельной работы с детьми по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников [4].

На основе проведенного анализа исследований по решению проблемы формирования у дошкольников фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же практики работы дошкольных учреждений мы пришли к выводу, что наиболее эффективным путем реализации данной проблемы является использование индивидуально-дифференцированного подхода.

Индивидуальный подход является одним из принципов дидактики. Суть индивидуального подхода заключается в учете личных особенностей детей в образовательном процессе. Это педагогический подход обучения и воспитания детей, который реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с этими особенностями. Необходимость в нем вполне очевидна, так как все воспитанники, в значительной степени, отличаются друг от друга.

Дифференцированный подход в обучении – это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Дифференциация в переводе с латинского «differentia» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В условиях современной школы, когда наполняемость дошкольных групп достаточно велика, далеко не всегда есть возможность организовать взаимодействие с каждым ребенком. В данном случае использование дифференцированного подхода значительно облегчает педагогический процесс, так как он позволяет организовать работу для конкретных групп. Это объясняется тем, что среди детей в большой группе выявляются «подгруппы» детей, для которых свойственны одинаковые или близкие способности/личные особенности. Такие способности/особенности принято называть типическими. Именно на таких основаниях педагог определяет минигруппы для реализации дифференцированного подхода. Н.М. Шахмаев указывает: «Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением» [5].

Дифференцированный подход в обучении:

- это создание разнообразных условий обучения для разных учебных заведений, классов, групп, с целью учета особенностей их развития;

- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах .

Концепция дифференцированного обучения определяет основные цели дифференциации образования с трех точек зрения: психолого-педагогической, социальной и дидактической.

С психолого-педагогических точки зрения цель дифференциации состоит в индивидуализации обучения, основанной на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, интересов, потребностей и способностей каждого школьника. В свою очередь цели индивидуализации подразумевают учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения; воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности, важным условием для которой является предоставление воспитаннникам возможности выбора.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом .

С дидактической точки зрения цель дифференциации предполагает решение назревших проблем дошкольного учреждения путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В настоящее время одни ученые рассматривают дифференциацию обучения как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.). Другие - как принцип построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанава, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.). Кроме того, в психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую, профильную.

В рамках рассматриваемой проблемы, мы будем использовать индивидуально-дифференцированный подход как основу для построения «индивидуального образовательного маршрута» с учетом уровневой дифференциаци.

Уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой дети имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении детей группы на подгруппы на основе следующих показателей:

- уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости);

- уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей;

- эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению ).

Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям.

Как отмечает Воронкова В.В., использование индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение особенностей воспитанников и разработку соответствующих приемов педагогического воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей. Создаются педагогические характеристики воспитанников, которые отражают состояние их памяти, внимания и речи, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Воспитатель должен опираться на все собранные данные, наметить ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым ребенком и разработать для них систему педагогических методов и приемов для работы с группой, микрогруппой или, в случае необходимости, индивидуальной дополнительной работы [6].

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида. Поэтому родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот период для развития ребёнка. Этим обусловлена особая ответственность педагогов за построение системы коммуникации ребенка-дошкольника со сверстниками, взрослыми, в различных социумах, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы, а полноценное общение невозможно при нарушении фонематического слуха и фонематического восприятия,

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей, что обязательно скажется на его коммуникативных способностях в будущем.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, выбора правильных подходов для их формирования, для обеспечения полноценного развития дошкольника. как отмечал Н.И. Жинкин, генерация речи невозможна без выработки правильного фонетико-фонематического слуха в процессе речевого развития. Фонематический и фонетический слух, составляющие речевой слух, осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [7].

Список литературы:

Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.

Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: 1983. 240 с.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. 240 с.

Шахмаев Н.М. Экранные и звуковые пособия в школе. М., 1966. (редактор).

Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1- 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.-102 с.

Жинкин Н.И. Механизмы Речи, М. 1958г. – 370с

Просмотров работы: 84