Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная работа - одна из самых гуманных и необходимых профессий на свете. За 100 лет своего существования социальные работники в различных странах мира, включая Россию, помогли десяткам миллионов людей обрести достойную жизнь и уважение к себе. Они повлияли на общественное мнение, политику государства и социальное устройство общества, ориентировав их на гуманистические цели и институты. Социальные работники - это те, кто заботится о людях, стремится сделать их жизнь лучше, кто разделяет с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, кто умеет сострадать и помогать. Предшественниками нынешней социальной работы являются благотворительность и филантропическая деятельность - безвозмездная помощь нуждающимся людям, пожертвования богатых в виде денег и вещей в пользу бедных и нищих, устройство сиротских приютов, богаделен, хосписов, помощь детям, отстающим в развитии, инвалидам, психически нездоровым людям, престарелым и немощным.

Социальные работники активно помогают смягчить проблему социальной адаптации и неравенства, отвечают на запросы тех людей, кто оказался на периферии общества, в социальной изоляции, чьи права нарушаются. Они трудятся в общественных учреждениях и ведомствах, частном бизнесе, госпиталях и клиниках, школах, надомном обслуживании, отделах полиции, судах и других местах. В зарубежных странах социальные работники обслуживают отдельных людей, семьи и общины. Они могут быть менеджерами, супервайзерами и администраторами. Они служат на всех уровнях правительства. Они - преподаватели, терапевты и исследователи. Все чаще они становятся политическими деятелями и законодателями.

Роль профессиональной компетентности специалиста социальной работы на сегодняшний день имеет особую актуальность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.

Профессиональная компетентность специалиста социальной работы, задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяется развитием профессиональной компетентности специалиста социальной работы. От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в зависимости от случая как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. Социологические методы он использует при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.).

Социальная работа есть специфическое общественное явление, которое может быть охарактеризовано следующим образом: ) Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.

В понятие профессиональной компетентности входят:

- Методическая компетентность - владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами социальной работы.

- Социальная компетентность - под ней понимается социальная зрелость личности специалиста, профессиональная позиция, также его ассертивность, коммуникативность и самоэффективность.

-Организаторская компетентность включает в себя организационные умения, настойчивость, целенаправленность, способность принимать решения, самоорганизованность социального работника.[16,с.7]

Успешность социального работника зависит от равновысокой компетентности на всех трех уровнях, но в равной степени можно утверждать, что они могут существовать в непропорциональном составе. По степени выраженности той или иной компетентности социальных работников условно можно поделить на следующие группы:

- При ярко выраженной методической компетентности социального работника можно назвать консультантом. Это скорее учитель, умеющий создавать события. Наиболее подходящий для него вид деятельности - из категории «человек-человек».

-При ведущей социальной компетентности социального работника можно назвать миссионером, так как в его деятельности преобладает руководство в большей степени личным опытом, деятельность его скорее подходит к категории «человек-община».

- Специалист с преобладающей организаторской компетентностью может быть назван фасилитатором, наиболее полно, на наш взгляд, профессиональная компетентность такого социального работника проявляется при деятельности, относящейся к категории «человек-группа». Благодаря его умелым действиям может в максимальной степени раскрыться потенциал каждого члена группы. [16, с. 8]

Понятие «профессионализм» является ключевым при определении сути профессионально-важных качеств и профессиональной компетентности социального работника. В современном осмыслении, используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями.

Задача развития профессиональной компетентности состоит в извлечении из практического опыта вопросов и размышлений, углубляющих процесс освоения знаний и навыков. Практик должен видеть в процессе социальной работы альтернативы, которые в современной практической работе в какой-то момент не реализуются.

Сущность эффективной деятельности социальных служб выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективность деятельности социальных служб можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляются новейшие данные об объекте- клиенте в процессе терапии терапевтом либо социальным органом, учреждением, ведущими социальную работу, с информацией, полученной ранее. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально.

Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

Список литературных источников

1.Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технологии работы социального педагога. М.: Академия, 2006. - 192 с.

2.Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб.: Речь, 2011. - 320 с.

3.Альперович В.Д. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 336 с.

4.Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.: Сфера, 2004. - 352 с.

5.Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004 - 612

6.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 276 с.

7.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому тестированию. Самара.: БахраХ-М, 2006. - 272 с.

8.Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2011. - 950 с.

9.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. -701 с.

10.Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. - 356 с.

11.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. - 416 с.

12.Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М.: Академический проект, 2004. - 480 с.

13.Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Высшая школа, 2004. - 213 с. .Нестерова Г.Ф., Астер И.В. Технология и методика социальной работы. СПб.: Имена, 2006. - 168 с.

15.Основы психологии. Практикум. Под редакцией Столяренко Л.Д. Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 703 с.

16.Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. М.: Академия, 2004. - 288 с. 17.Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: ИНФРА-М, 2006.-560с.

18. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: ЭКСМО, 2005 - 356 с.

19. Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. 296 с.

Просмотров работы: 730