В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы. Всё это привело к переосмыслению и изменению подходов к системе оценивания учебных достижений младших школьников. Оценивание по-прежнему носит формальный характер, оказывает психологическое давление на ребенка и родителей, выполняет только функцию внешнего контроля овладения предметными знаниями, умениями и навыками школьников со стороны учителя. А также оценивание не способствует формированию самооценки, самоконтроля учащихся, оценивает конечный результат. Не следует забывать, что стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Кроме того, учитель должен своевременно оценить универсальные учебные действия, проанализировать их. Следовательно, ситуация, сложившаяся в школьной практике, требует поиска новых подходов и приемов к оцениванию учебных достижений учащихся. Возникает необходимость создания новой системы оценивания, которая позволила бы оценивать и развивать предметные и метапредметные результаты учащихся. Такая система должна основываться на использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. И хотя эти термины введены в речевую практику, на уровне организации учебного процесса, направленного на формирование у учащихся умений контролировать и оценивать свою деятельность, это трудовое действие не является сформированным у большей части педагогов начального образования. В связи с этим проблема организации формирующего оценивания привлекает все большее к себе внимание.
Проблема оценивания учебных достижений учащихся в разных своих аспектах привлекала и привлекает внимание многих ученых (Я. А. Коменский, Ш. А.Амонашвили, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В. М. Полонский, Б. Г. Ананьев, Е.И. Перовский, А.Б. Воронцов, Ф.В. Костылев, М. А. Пинская и др.).
Теоретическое обоснование проблемы введения формирующего оценивания в образовательном процессе определено зарубежными авторами: P.Black, D.Wiliam, Harlen, James, L. Shepard. А также и отечественными исследователями: М. А. Пинской, И. С. Фишман, Г.Б. Голуб.
Анализ научной литературы позволяет говорить об отсутствии единой модели оценивания учебных достижений учащихся в целом и отдельных ее компонентов. Несмотря на то, что в настоящее время имеется много научных работ, посвященных изучению проблемы оценивания достижений учащихся, многие её аспекты (в том числе формирующее оценивание) не нашли должного освещения в работах педагогов практиков, особенно начальной школы.
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности в школьной практике определили в итоге тему данного исследования: «Формирующее оценивание как инновационный способ повышения образовательных результатов младших школьников».
Необходимость изучения формирующего оценивания определяется противоречиями:
между существующей системой оценивания и современными требованиями ФГОС НОО;
между необходимостью использования нового вида оценивания в школьной практике и недостаточной разработанностью дидактической базы для организации и проведения формирующего оценивания в начальной школе.
Научная актуальность проблемы, недостаточная практическая разработанность и возникшие противоречия позволили сформулировать проблему исследования – как организовать формирующее оценивание в начальной школе.
Объектом исследования является оценивание учебных достижений школьников.
Предметом исследования является реализация технологии формирующего оценивания.
Цель исследования состоит в обосновании, разработке и практической апробации технологии формирующего оценивания, направленной на повышение образовательных результатов младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирующего оценивания образовательных результатов младших школьников;
2.Проанализировать формирующее оценивание: понятие, общая характеристика;
3.Изучить принципы использования формирующего оценивания;
4.Ознакомиться с приемами и техниками формирующего оценивания;
5.Провести сопоставительный анализ оценивания индивидуальных учебных достижений школьников в практике общеобразовательных учреждений;
6.Реализовать технологии формирующего оценивания в повышении образовательных результатов младших школьников;
7.Смоделировать технологии формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений школьников;
8.Провести экспериментальную работу по осуществлению формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений школьников;
9.Выявить оценку эффективности экспериментальной работы по осуществлению формирующего оценивания индивидуальных учебных достижений школьников.
Гипотеза: вероятно повышению индивидуальных учебных достижений младших школьников будет способствовать реализация инновационной технологии формирующего оценивания.
Библиографический список:
1. Соколова И.М. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Электронный ресурс] – режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ocenka-dostizheniya-planiruemih-rezultatov-v-nachalnoy-shkole-1979660.html
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.