Анализ факторов и показателей влияния интернета на интеллект - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ факторов и показателей влияния интернета на интеллект

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире каждый человек пользуется различными гаджетами. Благодаря гаджетам люди во многом облегчают свою жизнь, так как они всегда находятся под рукой и в любой момент мы можем их использовать с целью получения какой-либо информации, необходимой нам в данный момент. Удобно, не правда ли? Тем не менее, можно ли сказать, что данная функция гаджетов является полезной для каждого пользователя? Способен ли обычный пользователь отличить достоверную информацию от лжи, или точно воспринять и проанализировать информацию для её дальнейшего грамотного использования? Может ли зависимость от гаджетов повлиять на дальнейшее интеллектуальное развитие человека?

Для того, чтобы ответить на все вопросы по данной теме, сперва стоит обратиться к понятию интеллекта в зарубежной и отечественной психологии.

Интеллект зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако, еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать интеллект как «психическую адаптацию к новым условиям». По Ж. Пиаже, «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка так же, как и все взаимодействия организма со средой».

В своём структурном подходе, А. Бине определял интеллект как «способность адаптации средств к целям». С точки зрения структурного подхода интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Д. Векслер считал, что интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

По мнению Р. Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета.

Б.Г. Ананьев  рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Исследование интеллекта и попытки выразить его в числовом значении известны ещё с начала ХХ века. В 1912 году немецким учёным Уильямом Штерном было введено понятие “коэффицент интеллекта” и уже в 1916 году была использована в системе интеллектуального исчисление, названной шкалой Стенфорда-Бине.

Коэффицент интеллекта – это количественная оценка уровня интеллекта человека.

Итак, определив понятие интеллекта, перейдём к рассмотрению факторов, влиящих на развитие интеллекта:

Наследственность и строение мозга. Доказано, что наследственность влияет на ум даже больше, чем на 50%. Также есть исследования, в которых говорится, что строение мозга и его функционал тоже влияют на мышление. Например, работа лобных долей головного мозга влияет на качество обрабатывания информации и IQ человека.

Рацион матери во время беременности. Оказывается, те мамочки, которые придерживались правильного, насыщенного микроэлементами питания затем могут похвастаться более умными детишками! Не многие знают, что наличие в питании беременной женщины активных веществ влияет на рост мозгового паруса малыша, который в дальнейшем окажет большую службу и будет нести ответственность за развитие и память. Кстати, употребление алкоголя даже в умеренных количествах ведет к плачевному результату и развитию болезней плода.

Воспитание. Человек – это характер, который закладывается до 5 лет, и наложенное на него воспитание. При создании родителями правильной атмосферы, высокого уровня жизни ребенка, при развитии тяги к знаниям как итог получают заинтересованное и умное чадо, которое тянется к книгам и образованию даже без воздействия извне.

Наличие в семье других детей. Проведены исследования, благодаря которым видно, что первенец обычно умнее своего младшего брата или сестры. Скорее всего это связано с материальными и личными возможностями родителей: когда ребенок в семье один, ему уделяется куда больше времени и сил, нежели в противоположном случае.

Заболевания. Ребенок, страдающий синдромом Дауна или фенилкетонурией, будет отставать в развитии от своих сверстников в результате этих генетических заболеваний.

Интеллектуальное развитиезависит от тех же факторов, что и другие функции человека, т.е. от генетических факторов или средовых факторов.

Генетические факторыпредставляют собой тот потенциал, который ребёнок получает наследственной информацией от своих родителей, но с каким бы потенциалом не родился ребёнок очевидно, что необходимые ему формы интеллектуального поведения могут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с окружающей средой.

Также, необходимо указать такие факторы, как: социальное и культурное воздействие общества, химико физическое воздействие и непосредственно обучение, являющийся главным фактором, влиящим на процесс интеллектуального развития.

Само по себе обучение является сложным и многоуровневым процессом, требующим самостоятельной работы учащегося и большого затрата умственных ресурсов на выполнение поставленных задач. В свою очередь учащиеся, сталкиваясь с трудными задачами, не пытаются самостоятельно найти решение путём длительной умственной деятельности, а ищут лёгкие пути решения. Одним из таких путей является интернет, в котором можно найти практически любую информацию за короткий промежуток времени, при этом не прилагая никаких усилий к решению задач. Со временем, у учащегося складывается безразличное отношение к учебному процессу, в последствии чего ученик прилагает всё меньше усилий для решения каких-либо задач или выполнения домашнего задания.

Помимо того, что интернет облегчает процесс обучения, на основании чего можно предположить, что это является фактором, тормозящим интеллектуального и культурное развитие личности, он также забирает много свободного времени. Современные школьники предпочитают проводить больше времени в сети, нежели потратить время на обучение или саморазвитие.

У многих людей интернет занимает, практически, центральное место в жизни, забирая большую часть времени. Как правило, такие люди предпочитают времяпрепровождение в сети любым другим видам деятельности, что в последствии может привести к формированию интернет-зависимости.

Интернет-зависимость (или интернет-адди́кция) - навязчивое стремление использовать интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети.

Данное расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голбергом.

По его мнению, использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс.

Дистресс — это в психологии означает деструктивный стресс, в переводе с греческого «ди» – расстройство. Понятие дистресс было предложено физиологом Гансом Селье в 1936 году. Это состояние продолжает изучаться в науке и в настоящий момент.

Дистресс связан с длительными психофизиологическими нагрузками, которые ведут к истощению глубинных адаптационных ресурсов человека и могут приводить к расстройствам – неврозам, самым распространенным из них, а также психозам.

Таким образом, можно предположить, что истощение глубинных адаптационных ресурсов человека может приводить не только к психическим расстройствам, но и к снижению общей работоспособности, настроения, мотивации и.т.д., что в последствии может привести к интеллектуальной и культурной деградации личности.

Последние исследования доказывают, что использование умных гаджетов негативно влияет на интеллект человка. Внимание постепенно снимажется, даже тогда, когда пользователь не использует свой гаджет. Одно только наличие, например, смартфона рядом, достаточно, чтобы бессознательно отвлекать внимание.

Все дело в том, объясняют ученые, что смартфоны стали неотъемлемым «окном в мир», а потому наш мозг автоматически уделяет им внимание: «сигнал с телефона (своего, не чужого) активирует ту же самую невольную систему внимания, которая отвечает за восприятие звука своего имени. Частое возложение на «карманный интернет» в поисках ответов на вопросы также значительно снижает способность мозга запоминать информацию.

Профессор кафедры коммуникации в Университете штата Аризона Мэтью Лапьер считает, что смартфон принципиально отличается от предыдущих технологий, именно поэтому их эффект гораздо мощнее".

Зависимость подростков от смартфонов Отдельным поводом для беспокойства стало подрастание нового так называемого поколения «iGen», которое родилось в период между 1995 и 2012 годами и стало первым, которое не представляет, как выглядел мир без интернета и смартфонов. Исследования американского психолога Джин Твендж обращает внимание на то, что современные подростки, которые чрезмерно используют мобильные устройства, стали психологически гораздо более уязвимыми, чем их предшественники. Автор отмечает, что показатели депрессии среди детей стали значительно выше, начиная с 2011 года. Дети также стали больше времени проводить дома, чем с друзьями, ведь теперь для общения не обязательно оставлять дома.

Вместе с тем, психолог отмечает, что общение подростков с родственниками от этого не увеличилось. Твендж говорит, что «возраст взросления» у детей тоже задерживается: «18-летние сейчас ведут себя, как некогда вели себя 15-летние, а 15-летние ведут себя более как 13-летние. Детство сейчас затягивается».

Можно было бы предположить, что жизнь со смартфоном в руке делает подростков счастливее, и научные доказательства свидетельствуют об обратном: «Чем больше времени подростки проводят, глядя на экраны, тем больше вероятность, что они будут жаловаться на симптомы депрессии», — отмечает психолог. Общая апатия к окружающей среде среди поколения «iGen» стала выраженная, и исследования подтверждают, что подростки, которые проводят в день три часа и больше с электронными устройствами, на 35% более высокий фактор риска самоубийства (например, подготовка к самоубийству).

Австралийская ученая Линет Вернон уверяет: для здорового развития подросткам необходимо спать от 8 до 10 часов в день, но телефоны нарушают сон через яркий свет и звук сообщений, что приводит к эмоционального возбуждения. В результате, дети уставшие и раздраженные, что негативно влияет на нервную систему, эмоциональное развитие и умственное развитие.

Возможно ли как-то предотвратить формирование зависимости от гаджетов? Можно ли найти способы избежать отрицательного влияния гаджетов не только на развивающееся поколение, но и на более зрелых пользователей?

Решение данной проблемы довольно просто и очевидно.Важно проводить больше времени подальше от гаджета, желательно на свежем воздухе. Для улучшения качества сна полезным также будет ставить смартфон подальше от кровати, а как будильник использовать классический часы. Во время обучения телефон необходимо не просто поставить на режим без звука, но и отложить его как можно дальше.
По мнению Вернон, лучшим способом предотвратить проблемы телефонной зависимости у подростков является повышение их осведомленности о возможных последствиях слишком длительного использования телефона, но и не следует забывать о том, что дети всегда берут пример с взрослых, а поэтому нужно стать для них примером.

Сегодня существует множество современных приложений для телефонов, нацеленных на улучшение здоровья человека — от программ, которые следят за весом, до полноценных йога-уроков. Есть приложения, которые отслеживают частоту и степень головной боли, напоминают о необходимости употреблять больше воды и анализируют качество сна. Более того, сегодня даже есть много программ, которые позволяют контролировать зависимость от смартфонов для улучшения самочувствия.

В заключении, следует обратить внимание на то, что существует множество различных функций гаджетов, которые как облегчают нашу жизнь, так и осложняют, забирая у нас драгоценное время, которое может быть потрачено на более продуктивную деятельность. Поэтому, только мы выбираем как использовать и для чего использовать наши “умные устройства”.

Просмотров работы: 155