ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА

Царьков А.О. 1, Гусарова О.М. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отличительной особенностью современной экономики является внедрение практически во все сферы практической и научной деятельности цифровых технологий, способствующих сокращению времени обработки больших массивов данных, повышению эффективности управления, оперативному мониторингу процесса производства и деятельности организации и в целом повышению эффективности бизнеса. Проблемам внедрения цифровых технологий в практическую деятельность организаций и субъектов России всех уровней посвящен ряд научных публикаций [1,2,3,4,5].

Особую актуальность приобретают вопросы оценки эффективности бизнеса на различных этапах его проектирования и реализации. Топ-менеджер стремится оценить эффективность деятельности своей компании, что позволяет сделать вывод, насколько бизнес-компания следует стратегии развития, после чего определяются тактические цели, оперативные ориентиры и пути их достижения. Эффективность бизнеса отражает успешность компании, соответствие её качественных и количественных показателей намеченным ориентирам на конкретных этапах деятельности.

Благодаря оценке эффективности бизнеса можно получить данные о том, как происходит развитие компании, как осуществляется реализация разработанного бизнес-плана, насколько успешным является система управления и мониторинга бизнес-процессами. При получении результатов бизнеса, не соответствующих стратегии развития бизнес-организации, необходимо пересмотреть либо бизнес-план, либо намеченные ориентиры, либо в совокупности всю систему организации бизнес-процессов [6].

Ключевые показатели эффективности бизнеса (Key Performance Indicator, аббр. KPI) – инструменты, позволяющие провести анализ эффективности любого вида бизнеса, определить процент достижения поставленных целей.

В качестве основных показателей, оценивающих эффективность бизнеса компании можно принять: оборот бизнеса; чистая стоимость активов; совокупная доля рынка; доходы до вычетов; чистая прибыль; чистая приведенная стоимость бизнеса; индекс потенциала развития бизнеса; долговая нагрузка бизнеса; эффективность в расчете на одного работника [7].

В качестве показателей, оценивающих как эффективность бизнеса в целом, так и эффективность отдельного бизнес-процесса, принимаются следующие качественные и количественные показатели [8,9]:

- расширение доли рынка. Данный показатель дает характеристику положения бизнес-компании на рынке по сравнению с конкурентами. Количественный маркер доли рынка определяют % соотношением показателей объема продаж, к общему объему продажи товаров аналогичной категории на рынке;

- расширение/обновление/пополнение ассортимента товара/услуг. В финансовом плане компании следует предусмотреть траты на заказ/закупку новой продукции, которая была бы интересна потребителю;

- увеличение показателей лояльности клиентов. Более 30% постоянных покупателей – свидетельство успешной работы компании;

- уровень результативности менеджмента. Благодаря налаженной работе менеджмента, уровень дохода может за год увеличиться в разы, превысив расходы.

Данные показатели оценивают эффективность бизнеса компании как в целом, так и могут предоставлять информацию о конкретном бизнес-процессе. Каждое предприятие самостоятельно выбирает параметры оценки эффективности бизнеса.

В основном, эффективность бизнеса оценивают исходя из бухгалтерской отчетности. Документация позволяет определить финансовое положение компании и ключевые показатели его деятельности. Используя эти данные, осуществляется корректировка моделей бизнес-процессов и тактических решений в повышении результативности бизнеса.

Современные экономические условия и усиление конкурентной борьбы стимулируют предпринимателей на сокращение расходов, упрощение бизнес-процессов, увеличение доходности и повышение эффективности бизнеса.

Управление эффективностью бизнеса является комплексными интегрированным решением, включающим методологическую базу, показатели, информационные системы и процессы, которые обеспечивают контроль и управление деятельностью компании. Главные сферы управления: финансы, организационная структура бизнеса, продукты, клиенты, метод целевого управления.

Для повышения эффективности бизнеса рекомендуется использование следующих инструментов:

- поиск привлекательной ниши. Чтобы сэкономить бюджет, не тратя усилия на «раскрутку» товара, необходимо найти перспективную нишу (рынок сбыта), которая будет пользоваться популярностью у клиентов;

- планирование стратегии в долгосрочной перспективе;

- анализ стратегических игроков своей отрасли для понимания того, что может повлиять на выбор клиента;

- создание уникального торгового предложения, которое будет выгодно отличаться от других предложений на рынке;

- использование инструментов маркетинга и продаж для продвижения товара на рынке;

- анализ цепочки покупателей – добавление в круг постоянных покупателей неохваченные сегменты клиентской базы;

- анализ эмоциональной и функциональной привлекательности товара/услуг для клиентов;

- эффективная работа с постоянными клиентами.

- работа с продуктовой линейкой – пополнение и обновление ассортимента, продвижение, расширение бизнеса в смежные отрасли;

- создание службы контроля за качеством;

- поиск надежных поставщиков и партнеров;

- поиск и обучение квалифицированных сотрудников;

- установка объективной цены на продукцию, которая принесет максимальную прибыль, а не убыток;

- ведение прозрачной бухгалтерии.

Повысив эффективность бизнеса, реально увеличить его финансовую отдачу. Наиболее действенный способ – уменьшение расходов и увеличение доходов, используя разнообразные инструменты повышения эффективности бизнеса. Чтобы улучшить управление бизнес-процессами, необходимо соблюдать стандарты стратегического управления, состоящие из следующих уровней:

- динамик-хаос – когда бизнес-процесс ещё не имеет качественной и количественной оценки;

- контроль – повторяемость и управляемость основных бизнес-процессов, с налаженным учетом и контролем, но без оптимизации и точных нормативов;

- оптимизация – поиск и упрощение ключевых бизнес-процессов, снижение уровня производственных издержек. Бизнес-процесс стандартизированы, подтверждены документально;

- адаптация – бизнес-процессы умеют приспосабливаться к внешним факторам. Компания формирует внутренние стандарты качества, создаются стратегические и оперативные планы, налаживается обратная связь;

- мировой класс – предприятие может формировать рынок. Компания умело управляет всеми бизнес-процессами (производством, сбытом, обслуживанием, контролем).

Для оценки эффективности малого бизнеса возможно использование традиционных экономических показателей. В качестве примера можно привести показатели производимой продукции: прибыль; рентабельность; трудоемкость изделия; материалоемкость; энергоемкость; другие показатели – стоимость аренды помещения, транспорт и логистика и т.д. Указанные показатели помогают оценить эффективность малого бизнеса и сравнить её с показателями конкурентов.

В научных публикациях ранее отмечено, что: «руководители фирм, финансовые менеджеры, аналитики должны не только владеть современными методиками оценки бизнеса и количественного анализа бизнес-процессов, но и грамотно их применять в своей практической деятельности» [10].

Вероятностно-статистические методы оценки бизнеса используются в том случае, когда эффективность принимаемых решений зависит от большого количества факторов, имеющих случайный характер и проявляющихся эпизодически. При построении математической модели, характеризующей подобные зависимости, невозможно учесть влияние всего множества случайных факторов, поэтому в уравнение вероятностно-статистической модели вводится стохастический элемент.

Любой объект бизнеса может развиваться по различным траекториям, в результате чего на выходе могут быть получены те или иные результаты и показатели, характеризующих эффективность бизнеса, подлежащие оценке с использованием вероятностно-статистических характеристик.

На практике вероятностно-статистические методы применяются в том случае, когда для оценки результатов бизнеса используются большие массивы статистической информации, формируемые путем применения выборочного метода, и, следовательно, подчиняющиеся законам теории вероятностей.

Применение вероятностно-статистических методов в оценке эффективности принятия бизнес-решений состоит из следующих этапов:

- постановка целей и задач исследования;

-проектирование концептуальной модели исследуемого объекта (процесса);

-построение на основе содержательного (экономического) анализа функционирования объекта исследования абстрактной математико-статистической модели, базирующейся на реальных статистических данных;

-параметризация вероятностной модели, т.е. численная оценка весовых коэффициентов математической модели, используя вероятностно-статистический инструментарий;

-проверка качества вероятностно-статистической модели на ее соответствие реальным закономерностям функционирования объекта исследования;

-использование результатов математического моделирования для исследования тенденций и перспектив развития явления (процесса, объекта).

В заключение можно отметить, что ключевыми факторами успеха бизнеса являются внедрение во все звенья проектирования, организации и реализации бизнеса современных технологий, методов и приемов с использованием инновационных достижений цифровой экономики.

Список литературы

Царьков А.О., Гусарова О.М. Использование математико-статистических инструментов эконометрики в оценке эффективности работы сотрудника // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4-6. С. 864-868.

Гусарова О.М., Комаров П.И., Денисов Д.Э. Нейронные сети в кредитном скоринге // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 107-113.

Гусарова О.М., Кузьменкова В.Д., Комаров П.И. Цифровые модели социально-экономического развития региональных субъектов // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 42-47.

Гусарова О.М. Трендовый анализ приоритетных направлений региональной экономики // Фундаментальные исследования. 2016. № 8-1. С. 123-128.

Ильин С.В., Гусарова О.М. Эконометрическое моделирование в оценке взаимосвязи региональных показателей // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-1. С. 134-136.

Комаров П.И., Гусарова О.М., Таранец С.А. Нейросетевые модели оценки стоимости бренда компании // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12. - С.47-51.

Гусарова О.М., Морозов А.А., Жарская Ю.В., Прохоренков П.А., Курылев В.А., Троицкая Л.М. Информационно-аналитические технологии моделирования бизнес-процессов. - Смоленск, 2018. – 314 с.

Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии прогнозирования деятельности организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-3. С. 492-49/

Гусарова О.М. Оценка взаимосвязи региональных показателей социально-экономического развития (на материалах центрального федерального округа России) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6-2. С. 11.

Гусарова О.М. Аналитический аппарат моделирования корреляционно-регрессионных зависимостей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 219-223.

Просмотров работы: 37