ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ОТРАСЛЯМ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ

Волкова М.В. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящая статья посвящена проблеме формирования культуры самообразования у будущих педагогов. Важно отметить, что данная проблема становиться актуальной в процессе формирования культуры самообразования личности, ее самостоятельности в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, основная задача заключается в необходимости перехода от традиционной технологии обучения студентов к активным: оснащение студента знаниями, способами самостоятельного обогащения знаний, поисковыми умениями, позволяющими осуществлять личностное и профессиональное развитие будущих специалистов.

В современном мире общественное развитие характеризуется чрезвычайно сложными процессами, которые приводят к глубинным качественным изменениям, затрагивающим все сферы жизнедеятельности человека. Постоянный рост требований рынка труда к уровню подготовки специалистов заставляет совершенствовать систему профессионального обучения в целом. Современная модель развития образования определяется парадигмой, переносящей акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. В связи с этим, одним из условий формирования культуры будущего педагога является самообразование: это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности и протекает оно более продуктивно, если студент уже накопил определённый опыт самообразования в вузе.

Цель подготовки специалиста проецируется от подготовки специалиста-исполнителя к специалисту-исследователю, в профессиональном «арсенале» которого уже присутствуют сформированные знания, самостоятельность в определении задач своего профессионального и личностного роста, способность к самореализации, готовность к непрерывной работе над повышением общей и профессиональной культуры, востребованию интеллектуального и творческого потенциала.

На научно-педагогическом уровне актуальной становится проблема создания условий для раскрытия возможностей творческого саморазвития будущих педагогов, формирования индивидуального стиля деятельности, профессионального самосознания, формирования у студентов готовности к непрерывному самообразованию.

Итак, основная задача заключается в изучении способах формирования культуры самообразования будущих педагогов, поиска путей и средств, определения условий, обеспечивающих удовлетворение личных познавательных потребностей студента как фактора достижения самостоятельности в образовательной деятельности [1].

Для толкования понятия «культура самообразования» необходимо обратиться к родовым понятиям – самообразовательная деятельность и самообразование.

В современной педагогической литературе нет единого толкования для термина «самообразование». Разные исследователи трактую данное понятие по-своему, выделяя ту или иную грань. Так на начальном этапе, изучив и проанализировав определения по самообразованию, нами был сделан вывод, что самообразование – целенаправленная, самостоятельная, познавательная, а также практико-ориентированная деятельность по расширению имеющихся знаний и компетенций, формированию опыта и получению новых знаний в одной или нескольких областях человеческой деятельности и совершенствованию личности в течение всей жизни. [2]

Следовательно, самообразовательная деятельность определяется как активная, «саморегулируемая, личностно и профессионально значимая» познавательная деятельность. [3, С. 59-65].

В тоже время, завершающим результатом самообразовательной деятельность, в первую очередь, является сформированность опыта овладениями новыми операциями, способами актуализации умений и знаний. Смыслом самообразовательной деятельности становится личностное саморазвитие в процессе «проектирования личностного роста, самосовершенствования и проектирования профессионального будущего» [4].

Обобщив понятия самообразовательной деятельности и самообразования, можно сказать, что самообразование обладает характеристиками: целенаправленность, личная значимость, саморегуляция, добровольность, систематичность и самоуправление.

В свою очередь, компоненты и содержание самообразовательной деятельности определяются самим субъектом в целях развития самопроцессов (самосовершенствования, саморазвития).

Понятие «культура самообразования» не определено однозначно. Исследователи определяют культуру самообразования исходя из тех концептуальных положений, в которых сосредоточен предмет исследования, специфика формируемых качеств будущего специалиста. В этом аспекте культура самообразования рассматривается как уровень организации умственного и творческого руда [5].

Исследователи, обращаясь к проблеме формирования самообразовательной деятельности, позиционируют культура самообразования как творческую деятельность, основанную на ценностно-смысловой, мотивационной направленности на освоение профессиональных знаний. [6].

Выделяются исследования, которые придают культуре самообразования компетентностную «окраску» и акцентируют внимание на личностно-регулируемой деятельности студентов, рефлексии и ценностях, которыми необходимо овладеть для будущей профессиональной деятельности. Ядром такого подхода является умение студентов организовать собственную деятельность, и что важно, признание личностью значимости овладеть культурой самостоятельной познавательной деятельности.

Обобщение имеющихся определений понятия «культура самообразования» сводится к его пониманию как сложного интегративного качества личности, характеризующееся целенаправленной самостоятельной образовательной деятельностью студента, осознанием и принятием ценностей культуры самообразования.

В понимании культуры самообразования такая постановка раскрывается через осознание студентами ценности и смысла образовательной самостоятельности, культуры самообразования; умения организовать самостоятельную образовательную деятельность; творческий подход и стремление к преобразованию имеющегося знания; использование умений осуществлять самостоятельно познавательную деятельность; вхождение в рефлексивную позицию относительно результатов самообразовательной деятельности, личностных качеств.

Вопрос формирования культуры самообразования студентов вуза может решить создание педагогических условий. Конструирование процесса формирования культуры самообразования предусматривает в качестве одного из педагогических условий включенность студентов в проектно-творческую деятельность. Такая деятельность позволит организовать самообразовательную деятельность, в которой знания не только приобретаются, но и применяются при решении познавательных задач. По сути, включенность студентов в проектно-творческую деятельность согласуется с применением приемов, которые позволяют решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий.

Другим условием является необходимость педагогического сопровождения самообразовательного процесса, а также условия, связанного с формирование рефлексивной позиции, проявляющейся в устойчивом стремлении к самооценке собственных действий по достижению культуры самообразования. Идея, заложенная в данных условиях, проецируется на осознанное понимание студентами приоритетности культуры самообразования, побуждения их к реализации потребности в самореализации, саморазвитии, понимание необходимости вхождения в рефлексивную позицию относительно собственной культуры самообразования.

При этом педагогическое сопровождение процесса формирования культуры самообразования студентов основано на взаимодействие преподавателя и студента, признании студента как субъекта образовательного процесса, создании ситуаций, в которых студент переживает успех в познавательной деятельности благодаря собственной активности, и процессуальная функция которого (педагогического сопровождения) раскрывается через акцентирование ценностных ориентиров культуры самообразования: самопознание, саморазвитие, самореализация.

Значительные возможности для формирования культуры самообразования студентов вуза мы видим в формировании мотивации к самообразовательной деятельности, несущей в своей содержательной структуре профессионально-ориентированные ситуации, моделируемые в процессе изучения учебных дисциплин. Исходным в реализации данного условия является побуждение студентов к образовательной самостоятельности, стимулирование их познавательной активности, формирование положительного отношения к самообразовательной деятельности, стремления к постоянному обновлению знания.

Такой подход подкрепляется исследованиями, доказавшими необходимость создания условий, которые сконцентрированы на развитии интереса к формам и методам обучения, создании ситуаций успеха, практической значимости предметного содержания, оптимального соотношения теории и практики в содержании обучения [7].

Структура культуры самообразования представлена следующими компонентами:

мотивационный компонент – характеризуется осознанием смысла самообразовательной деятельности;

когнитивный компонент – характеризуется знаниями об особенностях организации самостоятельной познавательной деятельности;

креативный компонент;

операционный компонент – характеризуется умением осуществлять самообразовательную деятельность;

рефлексивный компонент – умение осуществлять самооценку и самоанализ результатов самообразовательной деятельности, а также личностных качеств [1].

Близки по смыслу и такие выделенные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивно-операционный и контрольно-рефлексивный [5].

Оперируя выявленными компонентами, был осуществлен выбор форм, средств и приемов формирования культуры самообразования. Важно обеспечить формирование каждого из названных компонентов, что послужило выбором следующих приемов: рефлексивно-творческие приемы, дискурсивные выступления, тренинговые упражнения, моделируемые профессионально-значимые ситуации, рефлексивно-пиктографические приемы, рефлексивное портфолио, ситуации успеха, приемы голографического проектирования, приемы «логического столкновения», приемы «фиксации результатов поиска», приемы «недоопределенной задачи», приемы диалогического консультирования и др.

Применение указанных приемов, реализация описанных педагогических условий направлены на углубление знаний и умений осуществления анализа и сравнения, обучение приемам работы с информационными материалами, оказание помощи в преодолении интеллектуальных затруднений, развитие умений найти источники знаний, использовать их, выделять особенное, приводить доказательства, аргументировать, находить рациональные методы решения поставленной учебной задачи.

Таким образом, культура самообразования студентов вуза является закономерным результатом целенаправленно организованного процесса формирования ценностного отношения к самообразованию, признания студента как субъекта образовательной самостоятельности, осознающего цели самообразовательной деятельности, необходимость овладения культурой самообразования.

Список используемой литературы

1. Насипов А.Ж. «О цели системы самостоятельной работы студентов с позиций культуроцентричного подхода». – Письма в Эмиссию – электронный научный журнал. – Август, 2010.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд. М. Русский язык, 1989.

3. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №3. – С. 59-65.

4. Миняева Н.М Актуализация ресурса самообразовательной деятельности. Дис. докт. пед. наук, Оренбург, 2011 – 403 с.

5. Дыганова Е.А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011 – №3 (25). – С. 245-250.

6. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону – 2007. -32с.

7. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №3. – с.59-65.

Просмотров работы: 38