Компьютерные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Компьютерные игры как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Иванова Н.Г. 1, Николаева А.В. 2
1педагогический институт
2Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

На сегодняшний день проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста носит актуальность, так как к числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников является формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой проблемы будет эффективным как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка.

Исследования ведущих специалистов в области компьютерных технологий образовании, таких как, Е.И.Машбиц, А.И.Яковлев, С.В.Гурьев отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Мы так же убеждены, что в настоящее время эффективным средством воздействия на обучении связной речи детей выступают компьютерные технологии. Они включены в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные технологии.

В работе над диссертационном исследовании О.А. Бизикова выделяет, что «существенную эффективность использования традиционных и компьютерных игр в процессе развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте достигается благодаря их интеграции. Одним из основным фактором интеграции игр выступают их одинаковые, т.е. единые дидактические задачи, а способом интеграции игр является их концентрация вокруг задач по формированию диалогических умений детей. Формой интеграции игр является технология развития диалогической речи у старших дошкольников, которая включает комплекс традиционных и компьютерных игр, интегрированные на основе их общего предназначения в реализации каждого этапа формирования диалогических умений детей.

Использование компьютерных игр для развития связной речи у детей дошкольного возраста, безусловно, имеет ряд достоинств. Приведем пример, показ информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у них яркие впечатления.

Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста – потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется — выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов.[1,201]

Так Е. Кульпанович, отмечает, что мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе дошкольного учреждения как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение.Это придаёт им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.

Проанализировав современную методическую литературу, мы пришли к выводу: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

В нашем современном мире компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребёнка.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ИКТ, тем меньше психологический барьер между ним и техникой, так как у ребенка практически нет страха перед ней. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также к формированию связной речи.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Обучение связной речи с помощью компьютера оказывает большее влияние на пересказы литературных произведений, на самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.

Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Мною подобран набор дидактических компьютерных игр, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.

С помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, Н.В. Серебряковой было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста на базе МАДОУ детского сада №18 «Прометейчик» в старшей группе «Светлячок» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы - возраст 5-6 лет.

Результаты диагностики уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что у 13 детей, что составляет 81,25% средний уровень развития. Для этих детей характерна развернутая фразовая речь, активная речь – простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, после стимулирующей помощи взрослого. При ошибке во время выполнения заданий самостоятельно или с помощью взрослого исправляют. Высокий уровень развития связной речи детей были выявлены у 3 детей, что составляет 18,75%.

На наш взгляд, существует ряд причин, обуславливающих такое состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста:

- нерегулярное посещение детьми детского сада из-за болезней и неуважительных причин;

- отсутствие целенаправленной работы по развитию речи;

- несвоевременное выявление речевых проблем у детей;

- современный мир все дальше уходит от литературных произведений. Дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть на планшетах и компьютерах, которые отрицательно влияют на психическое и эмоциональное развитие ребенка, в том числе и на речевое развитие;

- недостаточная включенность родителей в педагогический процесс детского сада.

Нами подобран набор дидактических компьютерных игр, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработанный нами план работы направлен на развитие связной речи детей с использованием компьютерных игр с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

-научности ( учет современных достижений науки и практики)

-целостности (гармоническое взаимодействие всех участников)

-целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений плана работы, творческого роста педагогов).

Наша работа разработана по технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах).

Используем в работе нетрадиционные методы и приемы:

• мультимедийные презентации,

• мнемотаблицы;

• дидактические и словесные компьютерные игры.

Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Цель нашего проекта - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через информационно компьютерные технологии.

В использовании компьютерных игр в непосредственно образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты. Играя в такие игры, как «Кто что делает?», «Что умеет делать кошка?», «Для чего нужен утюг?», «Где, что можно делать?», «Продолжи предложение» дети называют как можно больше действий, в речи появляются все части речи. (глаголы прилагательные ,местоимения, наречия и т.д.)В свою очередь, игра на компьютере обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого выбираю такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: «Одень куклу», «Кто где живет?», «Что где растет?», «Сказочная ошибка», «Что сначала?») При использовании дидактической компьютерной игры дошкольники действуют руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдают за меняющемся изображением на экране. В условиях компьютерной игры , ребёнок приобретает умение планировать свои действия, используя мышку, в порядке очереди.

Таким образом, интегрированная деятельность на занятиях по развитию речи с применением ИКТ, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных компьютерных средств развития личности ребенка. Тогда каждый ребенок будет иметь возможность полноценно и своевременно развиваться, осваивать необходимые знания и умения.

Важным итогом развития связной речи дошкольников должно стать овладение основными формами устной речи, присущими взрослым. Исследования Т.И.Дороновой, Е.А.Тихеевой показывают, что умение связно говорить, осозновать речь и ее строение, возможно в процессе серьезной работы, создавая при этом определенные условия обучения.

Просмотров работы: 258