Анализ развития взглядов китайских мыслителей на занятия спортом, физическими упражнениями и здоровье является чрезвычайно актуальным, так как они доказывают важность и значимость этих непреходящих ценностей человечества.
Используя первоисточники, нами было выделено и проанализировано несколько этапов развития традиционной спортивной мысли в Китае.
1 этап – возникновение спортивных мыслей в период до Цинь (до 221 г. до н.э.). Зарождение взглядов на важность боевого искусства.
В данный период под влиянием необходимости в выживании и накоплении жизненного опыта формируется боевое искусство ушу. В то же время боевое искусство не было систематизировано и совершенно. Люди просто накопили некоторые боевые методы для выживания.
2 этап – формирование философских взглядов на военное искусство и обучение и физическое развитие. Это взгляды Конфуция (孔子)(551 до н.э. - 479 г. до н.э.).
Начиная с династии Западного Чжоу, в число обязательных для обучения вводится шесть искусств, преподаваемых в официальной школе: «этикет, музыка, стрельба из лука, умение ездить верхом, чтение, математика». Конфуций считает, что для военного важно иметь идеальный характер, который наряду с «отважностью» должен сочетаться с «доброжелательностью» и «мудростью». При этом характер «отважный» является как гражданским, так и «военным».
3 этап – взгляды на военное искусство как главного условия достижение превосходства над противником (Сунь-цзы(孙子)545 до н.э. - 470 г. до н.э.).
4 этап – развитие взглядов связанных с познанием законов жизнедеятельности. Лао-цзы(老子)570 г. до н.э. - 470 г. до н.э.
Лао-цзы выступает за адаптацию к природе и необходимости жить в соответствии с объективными законами своего развития. Он считал, что необходимо понимать истину жизни и понимать основные законы жизнедеятельности. Так, он также отмечал, что питательные вещества, которые поставляют энергию человека, являются основой человеческого тела, поэтому необходимо следить за своим питанием.
5 этап – обоснование идеи значимости труда в жизни человека и ценности здоровья. Мо-цзы(墨子)(479 до н.э. - 381 г. до н.э.).
Мо-цзы считал, что труд должен быть основным приоритетом человека, при этом тот, кто много работает, обладает как навыками, так и глубокими стратегиями, т.е. ориентирован на будущие достижения. Поэтому работающий человек ценит свое здоровье. Главный тезис его взглядов таков, человечество должно искать принципы выживания и развития через труд.
6 этап – развитие взглядов на физическое развитие и укрепление здоровья. Мэн-цзы (孟子)(385 до н.э. - 304 г. до н.э.).
Мэн-цзы писал, что сознание играет определяющую роль в управлении и регуляции функций человеческого тела. Аномальные изменения умственной активности могут влиять на функции человеческого тела, вызывая нарушения в организме человека, приводя к психическим и физическим заболеваниям. Он считал, тело и сознание необходимо объединить, он делает вывод о важности использования упражнений для укрепления здоровья.
В книге несколько более позднего периода идея физического развития и здоровья становится все более актуальной. Так в книге «Великое просветление» утверждается, что сохранение здоровья является воплощением ценности жизни. При этом здоровье включает три элемента.
Щин - относится к материальной поддержке жизни – тела (это прежде всего физические упражнения),
Чи - относится к мелким элементам, из которого состоит организм (это питание человека),
Шен относится к душе (также известной как сознание), к ним относятся специальные упражнения и приемы.
В основе книги лежат также такие идеи.
Суть жизни - это движение, которое необходимо для сохранения единства и гармонии с природой. С помощью разумного использования упражнений можно достичь цели здоровья.
Умеренный труд или физические упражнения могут заставить человеческое тело развиваться, способствовать кровообращению, влиять на работу функций органов, достигать физического здоровья, способствовать здоровью тела и поддерживать хорошее физическое состояние.
Только хорошие внешние условия могут обеспечить комфортную среду обитания, наслаждаться телом и умом и достигать цели здоровья и долголетия.
Таким образом, мы видим, что традиционные китайские взгляды в определенной степени предвосхищают современные подходы к здоровью, признание здоровья и долголетия как главной ценности человечества
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лю Сяоцзинь. Миф и конкуренция. Тяньцзиньский народный издательский дом. 2008 (на китайском)
2. Ван Цзюньци. Китайская и западная народная спортивная культура. Beijing Sports University Press 2008. (на китайском).
3. Чен Пин. Новый спортивный курс колледжа. Издательство Ocean University of China Press. 2011 (на китайском).
4. Центр развития восточной и западной культуры. Путь устойчивого развития цивилизации - историческое просвещение восточной мудрости. Пекин: Народный издательский дом, 1999 (на китайском).
5. Ли Рончжи, Ян Цянган. Исследования по глобализации спорта и наследию китайского национального традиционного спорта. Справочник по спортивной культуре, 2007 (4): 84-86 (на китайском).
6. Ni Yike. О развитии китайского традиционного спорта . Sports Science, 2004 (11): 54-61 (на китайском).
7. Ли Инцзе, Чэнь Сяоци. Тайцзицюань: China National Photography Press, 2013. (на китайском).