РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Трусова В.О. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идея визуализации информации в обучении занимала немаловажное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации одного из основных дидактических принципов – принципа наглядности. Он является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. Впервые он был выдвинут и теоретически обоснован Я. А. Коменским. Он уделял данному принципу особое внимание, так как считал его наиболее простым и естественным.

Проблеме наглядности и принципу наглядности в обучении уделялось большое внимание и других ученых. В обоснование принципа наглядности в разное время внесли существенный вклад Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Ф. А. Дистервег, Р. Оуэн, М. В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л. В. Занков, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер и др. В их работах рассматриваются роль и значение реализации принципа наглядности в образовании.

Одним из необходимых условий эффективной организации образовательного процесса является соблюдение основных дидактических принципов и применение соответствующих методов обучения. И немалое внимание уделяется реализации принципа наглядности при обучении различным предметам, одним из которых является математика. С помощью различных наглядных методов и специальных средств визуализации информации возможно формирование и развитие образного, абстрактного, визуального, пространственного мышления обучающихся, что облегчает восприятие, понимание, осмысление и усвоение изучаемого учебного материала.

Сегодня развитие компьютерных технологий расширяет наши возможности для визуализации информации, и как следствие, для реализации принципа наглядности. Современный образовательный процесс уже невозможно представить без использования компьютера. А это в свою очередь позволяет использовать новые современные методы обучения, которые, в свою очередь, намного повышают качество процесса обучения и помогают достичь поставленных целей. По мнению таких ученых как: М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др., применение информационных технологий и компьютерных средств в процессе обучения способствует совершенствованию учебного процесса.

Но необходимо понимать, что не стоит ограничиваться каким-то одним средством наглядности. Каждый учитель должен использовать их различные сочетания. Нужно учитывать и тот факт, что, несмотря на большое разнообразие и доступность некоторых наглядных пособий и средств только каждый конкретный учитель, основываясь на личном опыте и учитывая свои возможности и техническое оснащение школы, должен выбирать те, которые позволят ему быстро и качественно достигнуть поставленной цели.

При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать, какие методы и средства визуализации будут использоваться на уроке, методику их использования. Также необходимо определить, на каком этапе урока следует продемонстрировать схему, модель или таблицу, каким образом обучающимся следует оформить её в тетради и т. д. Иными словами, перед каждым педагогом встает проблема соблюдения педагогических условий, которые обеспечивают получение положительного эффекта при применении различных техник визуализации на уроках математики. Например, при изучении темы «Сечения» можно наглядно проиллюстрировать особенности того или иного сечения, используя графический конструктор «Живая геометрия».

Пусть, нам дан прямоугольный параллелепипед TSVYPQRU (рис. 1). Необходимо построить сечение прямоугольного параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки Z, J, L. (можно рассматривать сечение плоскостью и других пространственных фигур: призмы, тетраэдры, пирамиды и т. д.)

Рис. 1. Прямоугольный параллелепипед

После того как задача была полностью была решена и решение записано в тетрадях обучающихся продемонстрируем получившееся решение на модели, созданной в среде «Живая геометрия». Данная модель более наглядна. Она дает возможность рассмотреть сечение с разных ракурсов (сверху, снизу, справа, слева), а также при изменении размеров геометрической фигуры. Получившееся сечение имеет следующий вид (рис. 2).

 

Рис. 2. Построение сечения прямоугольного параллелепипеда в среде

«Живая геометрия»

С помощью рычага «Поворот» мы можем вручную вращать наш прямоугольный параллелепипед. Также имеется кнопка «Анимация», которая обеспечивает непрерывное движение фигуры. Изменим положение тела (рис. 3.).

 

Рис. 3. Поворот прямоугольного параллелепипеда в среде «Живая геометрия»

С помощью рычага «Наклон» мы можем вручную наклонять наш прямоугольный параллелепипед. Изменим положение тела (рис. 4.):

   

Рис. 4. Вид прямоугольного параллелепипеда сверху и снизу

Также с помощью трёх рычагов «Высота», «Ширина», «Длина» мы можем изменять размеры параллелепипеда (рис. 5.).

   

Рис. 5. Изменение размера прямоугольного параллелепипеда в среде «Живая геометрия»

Таким образом, с применением средств визуализации, урок получается более интересным и современным. Применение на уроках различных техник визуализации дает учащимся возможностьприобрести умение анализировать информацию, делать выводы на основе проведенного анализа. Благодаря тому, что познавательный интерес учащихся поддерживается на протяжении всего урока, снижается утомляемость. Помимо этого использование метода визуализации способствует развитию пространственного воображения и наглядно-образного мышления, позволяет нам решать поставленные задачи и повышать эффективность образовательной деятельности.

Список литературы:

1. Гусейнов, А. З., Турчин, Г. Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2007. №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-printsipa-naglyadnosti-v-istorii-pedagogiki

2. Коханова, С. Р. Информационные технологии как компонент наглядного метода обучения математике // Концепт. 2013. №12 (28) – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-komponent-naglyadnogo-metoda-obucheniya-matematike

3. Турчин Г.Д. Золотое правило дидактики Я. А. Коменского // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zolotoe-pravilo-didaktiki-ya-a-komenskogo

4. Ушакова, М.А. Роль визуализации на уроках математики // Образование и наука в современных реалиях : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 126-129.

Просмотров работы: 62