ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Журавлева Т.А. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рождение особого ребенка - большое испытание в жизни любой семьи. Часто родители обвиняют себя, впадают в депрессию, которая может продлиться всю жизнь, живут в разладе с собой, но самым сложным является неприятие такого ребенка родителями. У мам, чаще всего самообвинение, самобичевание, папы довольно часто стесняются своего ребенка, происходит неприятие, поэтому они уходят из семьи, чтобы убедиться в своей полноценности. Также страдают отношения между здоровым и особым ребенком. У здорового ребенка появляется чувство вины, стыда, а иногда и ненависти, если папа уходит из семьи. Или происходит возложение непосильных обязанностей на здорового ребенка. Опыт общения с родителями детей-инвалидов, посещающих коррекционную школу, показывает отсутствие запросов с их стороны на психологическую помощь для себя, несмотря на острую необходимость в этом. Но родители выражают желание и готовность общаться со специалистами и получать их рекомендации по реабилитационным мерам в отношении своего ребенка. Родители испытывают трудности во взаимодействии со своим ребенком, сталкиваются со сложностями при попытках обучать чему-либо.

С нашей точки зрения работа с семьям, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья будет успешна при создании «родительского клуба [1]», который позволяет оказать психологическую и педагогическую поддержку таким семьям.

Центральный принцип организации клуба - сотрудничество педагогов и родителей.

Основным направлением работы стало образовательно-просветительское направление [2], которое является первой исторически сложившейся формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии.

Помощью родителям является формирование у них психолого-педагогических знаний и умений, обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях [3].

Группа формируется по результатам собеседования. Главным показателем формирования группы является - готовность и желание родителей участвовать в работе.

Нами предложены следующие темы и формы встреч с родителями в течение учебного года:  

- практикумы логопеда-дефектолога: «Развитие речи», «Сенсорное развитие»;

- практикум педагогов: «Совместный досуг», «Воспитательный потенциал детского творчества», «Семейные праздники»;

- специалисты дополнительного образования, детско-родительские занятия – «Соленое тесто», «Рисование ладошками», «Цветной песок», «Чудеса из бумаги»;

- инструктор по адаптивной физической культуре серия - оздоровительных занятий - «Развиваемся – играя»;

- психолого-педагогическое и социально-педагогическое консультирование;

- выставки пособий и наглядных рекомендаций.

Нашей задачей через деятельность клуба явилось - дать информацию, владение которой позволило бы снизить недостаточную педагогическую компетентность, раскрыть многогранность коррекционного процесса работы с ребенком.

Таким образом, мы достигаем следующих результатов: повышается уровень адаптации детей к учреждению, уровень их доверия к педагогам и специалистам; налажена «обратная связь» между педагогами, специалистами и родителями»; повышается уровень психолого-педагогической компетентности всех участников клуба; родителям предоставлена возможность общаться с семьями, имеющими такие же проблемы, обмениваться опытом воспитания ребенка.

Список литературы:

1.Морозов В. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательной работы в детском интернатном учреждении//Социальная педагогика. – 2006. - №3. – с. 68-74

2. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании: учеб. пособие / [Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова]; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

3.Щербакова А. М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии / А. М. Щербакова. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 38 с.

Просмотров работы: 11