К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кириллова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Составной частью успешной социализации является формирование профессиональных интересов, умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника школы.

В настоящее время проблема развития профессионального самоопределения обучающегося приобретает особую актуальность.

Понятие самоопределение близко к понятиям – самореализация, самоактулизация. Объединяет эти понятия их деятельностная основа и ориентирование на реализацию человека в труде.

Так П.Г. Щедровицкий определял суть самоопределения, по мнению ученого это «способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, умение постоянно переосмысливать собственную сущность [1]»

Подробно понятие профессиональное самоопределение представлено в работах Е.А. Климова. Ученый определяет две составляющие этого процесса:

- гностическую (перестройка сознания и осознание сути будущей профессии и себя в ней);

- практическую (действия направленные на овладение профессией или первоначальными представлениями о содержании профессиональной деятельности) [2].

Вопрос профессионального самоопределения осознается старшими подростками, но большинство из них не имеют профессиональные интересы и устойчивые профессиональные намерения. Школьники сталкиваются с трудностями с определением профессии и сферы труда, сомневаются в своем выборе, достаточное большое количество старшеклассников не задумываются о своих профессиональных планах и будущих профессиональных образовательных маршрутах. Это стало серьезной проблемой, которую, необходимо решать.

Рассматривая профессиональное самоопределение школьников можно говорить о них как субъектах этого процесса.

Профессиональное самоопределение представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью школьника системы собственных стратегических отношений к профессиональной сфере, развития и самореализации потенциальных духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов, адекватного образа себя как профессионала.

Н.С. Пряжников в исследованиях подчеркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни (культурно-исторической, социально-экономической).

Проанализировав точки зрения ученых на рассматриваемый процесс профессионального самоопределения школьников, можно выделить основные его характеристики: избирательность отношения индивида к миру профессий в целом и в частном случае; ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий; профессионально самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни (мы оцениваем, переосмысливаем и самоутверждаемся в профессии); к концу обучения в школе процесс актуализируется.

Таким образом, мы предполагаем что процесс профессионального самоопределения школьников будет успешным при следующих условиях: учете особенностей развития, индивидуальных способностей и склонностей обучающихся; использовании комплекса направлений профориентационной работы: профессиональная диагностика, консультирование, информационно-просветительская работа, профилактика неправильного выбора профессии, развитие интереса к профессиям; создании системы профориентационной работы, в которую включены все педагоги школы и специалисты профессиональных заведений, Центра занятости населения, производственных предприятий; использовании разнообразных форм и методов работы со школьниками; профориентационных экскурсий, встреч со специалистами различных профессий, индивидуальных и групповых консультаций и информационных бесед.

Список литературы:

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990. - 83 с.

Просмотров работы: 7