Автоматизация планирования и мониторинг деятельности преподавателя: актуальность и преимущества - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Автоматизация планирования и мониторинг деятельности преподавателя: актуальность и преимущества

Степченко И.Г. 1
1Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высшее профессиональное образование, находясь на этапе непрерывного реформирования и модернизации, переходит к интенсификации процессов информатизации и автоматизации. Важнейшим объектом проводимых изменений становится управленческая деятельность в вузе, которая в силу сложной специфики и наличия целой совокупности проблем (слабая проработка теоретико-методологических основ построения ИС для автоматизации управленческих задач в высшем учебном заведении, непрерывное внедрение новых образовательных стандартов, подготовка разных групп выпускников одновременно по нескольким стандартам и значительно-различающимся программам и т.д.), не позволяет в полной мере развернуться данным процессам [1], [2], [3].

В тоже время, необходимость значительных изменений в качестве управления современным вузом предполагает уделение существенного внимания вопросам проектирования и внедрения автоматизированных систем, оптимизирующих административную деятельность [2], [3].

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять разработке информационных систем планирования и мониторинга деятельности преподавателя – главной производственной и творческой единице образовательного процесса.

Внедрение подобных систем дает множество несомненных преимуществ. Использование автоматизированных решений в системе планирования и мониторинге деятельности преподавателя вуза позволяет освободить разные уровни руководства вузом, особенно заведующих кафедрами, от длительных и сложных процедур по формированию и группировке учетных данных о сотрудниках кафедры, сбору и обработке значительного массива информационно-справочных материалов, проведению различных расчетных и аналитических действий.

Неоспоримое преимущество программных решений данной области – повышенный уровень объективизации контроля и мониторинга качества работы преподавателей, начиная с низового звена управления в вузе, обеспечение непрерывности и многофакторности оценки деятельности сотрудников.

Это, в свою очередь, создает многомерную и реальную картину индивидуальной эффективности сотрудников, рационального и продуктивного использования кадрового и научного потенциала вуза. Одновременно обеспечивается механизм прозрачной и точной оценки коллективной успешности каждой кафедры и вуза в целом.

Значимые преимущества дает автоматизация планирования и мониторинга самому преподавателю, который получает возможность инструмента грамотного планирования собственной деятельности, заполнения индивидуальных планов, оперативного предоставлении всей необходимой отчетности, позволяющей судить о качестве выполняемой им деятельности.

Анализ актуального состояния в области разработки и внедрения информационных систем планирования образовательной деятельности, деятельности самого преподаватели выявил наличие ряда значимых недостатков данных систем. К ним относятся следующие [1]: частичная автоматизация процесса планирования (автоматизация через отдельные задачи); отсутствие поддержки большинством систем этапов концептуального планирования учебного процесса; слабая интегрируемость подобных комплексов в общие информационные системы управления вузом; наличие жестко заданного порядка процесса выполнения планирования без предоставления свободы выбора действий подразделениям и службам, полномочным в принятии решений по процессу планирования; требование ввода в систему значительного массива данных, часть из которых не имеется возможности получить, что может приводить к появлению неточностей и серьезных ошибок; мало используются в автоматизированных системах средства, работающие с неформализованной информацией (противоречивой, искаженной, нечеткой и т.д.) и не учитывающие коэффициент ее полезности.

Несовершенный характер функционирования информационных систем, связанных с планированием в вузе, создает лишний рабочий барьер и нагружает административный аппарат и рядовых сотрудников дополнительной работой с сомнительной результативностью, что приводит, в ряде образовательных учреждений, к минимизации использования таких информационных систем.

Подобные проблемы делают актуальным процесс разработки и предложения более совершенных решений в области планирования деятельности преподавателя и создания комфортных систем, позволяющих становится ценным помощником в оптимизации данного вида работы.

Плановые показатели находят свое отражение в получаемых результатах деятельности преподавателя, а их сходимость обеспечивается как качественной работой вузовского работника, так и наличием необходимых автоматизированных механизмов и инструментов измерения достигаемых целей и результатов.

Современные информационные системы мониторинга должны обеспечивать интегральный и адресный характер контроля и оценивания, предоставлять объективный анализ достигнутого, ориентироваться на внутривузовские и ведомственные показатели эффективности деятельности преподавателя, отличаться гибкостью, адаптивностью и реализуемостью в условиях вузовской реальности.

Представленный краткий анализ проблемы автоматизации планирования и мониторинга деятельности преподавателя свидетельствует об актуальности программных разработок в данном направлении, направлении усилий на создание более универсальных автоматизированных систем, позволяющих оптимизировать деятельность различных подразделений и структур, а также самого преподавателя в процессах планирования, учета, контроля и оценки его работы.

Литература

Дочкин С.А. Автоматизированные системы планирования учебного процесса вуза: сущностные проблемы внедрения // Вестник КузГТУ. 2015. №5 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizirovannye-sistemy-planirovaniya-uchebnogo-protsessa-vuza-suschnostnye-problemy-vnedreniya (дата обращения: 05.02.2019).

Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-aspekty-sovershenstvovaniya-upravlencheskih-protsessov-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-na-osnove-primeneniya-sovremennyh (дата обращения: 02.02.2019).

Федякова Н.Н. Совершенствование информационных систем управления вузом // Интеграция образования. 2016. №2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-informatsionnyh-sistem-upravleniya-vuzom (дата обращения: 04.02.2019).

Просмотров работы: 8