В условиях цифровизации экономики и управления внедрение прикладных информационно-аналитических технологий во все сферы бизнеса находит широкое применение. Для организации и управления бизнес-процессами используются различные методы и приемы, базирующиеся на проектировании единой системы бизнес-процессов и использующие современный инструментарий экономико-статистического и структурно-функционального моделирования. Проблемам моделирования различных сфер экономики посвящен ряд научных публикаций [1,2,3,4,5].
Одним из действенных инструментов проектирования бизнеса является стратегический менеджмент. Он дает возможность сформулировать общие цели компании, выработать долгосрочное направление деятельности, определить сферу работы. Стратегия развития бизнеса носит абстрактный характер, она может претерпевать изменения с течением времени [6].
Концепция стратегического менеджмента бизнеса включает следующие этапы: определение общей стратегии развития организации; разделение стратегии на подзадачи, проект их реализации в краткосрочных периодах; выработка вариантов реализации поставленных целей; выбор, разработка и утверждение оптимальной стратегии; практическое исполнение разработанной стратегии; контроль исполнения решений; установление качественной и количественной обратной связи.
Стратегическое управление требует системного подхода и основывается на принципах комплексности. Достижение общей стратегической цели развития бизнеса невозможно без согласованной работы всех элементов системы организации бизнеса. Очень важен подготовительный этап, который строится на анализе факторов, поиске и оценке внешних и внутренних рисков, выявление слабых мест стратегического планирования. Также необходимо реализовать инструменты контроля исполнения управленческих решений.
Стратегический подход в проектировании результатов бизнеса является подготовительным этапом к формированию будущей деятельности компании и организации ее бизнес-процессов. Он направлен на определение общих глобальных целей, а также выработку определенной философии предприятия.
Одним из научных методов, часто используемых в общественных знаниях, является моделирование. Если говорить о сфере менеджмента в бизнесе, то моделирование в нем используется для построения и исследования моделей управления организацией, прогнозирования и анализа результатов бизнеса. Модель представляет собой максимально приближенное к реальности описание объекта или явления. Целью данного метода является построение некоторого прототипа, обладающего такими же свойствами, ка и объект оригинал с целью изучения реальных и прогнозируемых свойств объекта исследования.
Наиболее часто в сфере экономики используются такие методы, как экономико-математическое моделирование, которое дает возможность описать исследуемый объект в виде некоторой модели. При этом используются следующие методы: линейное программирование, теория графов, балансовые модели, применение теории вероятностей и статистики, теория игры и т.д. Модели системного анализа предполагают на первом этапе описание объекта в качестве структуры элементов, а затем, проведение его исследования.
Широкое применение при проектировании системы бизнеса находит имитационное моделирование. Имитация строится на фактических данных, с обязательным проектированием программной модели, реализующей свойства объекта исследования, в данном случае организации бизнеса. В сфере управления компанией имитационное моделирование позволяет решать задачи информационного, методического и организационного обеспечения бизнеса.
Применение моделирования в менеджменте облегчает работу специалистов, так как дает возможность унифицировать бизнес-процессы организации. Универсальность применяемых моделей позволяет использовать продукты программного обеспечения. Помимо ускорения процесса работы управляющего персонала, они влияют на создание единого информационного пространства. Такой подход устанавливает связи между отдельными подразделениями или филиалами компании, стандартизирует документацию, увеличивает скорость документооборота. Общее информационное пространство дает возможность отслеживать качество выполнения поставленных целей и задач, исполнения управленческих решений. Оно помогает собирать информацию, необходимую для анализа и корректировки действующих систем управления и внесения в них своевременных управленческих воздействий.
Обычно бизнес-моделирование следует за разработкой и утверждением стратегического менеджмента. Моделирование бизнес-процессов имеет свои особенности и строится на фактических реальных данных деятельности компании и направлено на решение стратегических и тактических задач [7].
На этапе проектирования моделей бизнес-процессов выявляются противоречия, дублирующие процессы, рассматриваются взаимосвязи и формулируется вывод о необходимости внесения изменений в существующую схему бизнес-процессов [8]. Первоначально проектируется вариант модели организации бизнес-процессов AS-IS «как есть». Далее разрабатывается модель TO-BE «как должно быть». Данный этап направлен на определение того, как на самом деле должна выглядеть организация бизнес-процессов с целью получения максимального эффекта. В разработанные модели вносятся изменения в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями [9,10].
После разработки модели TO-BE «как должно быть», осуществляется проведение тестирования модели на предмет эффективности функционирования. На этом этапе модель применяется на практике и уже на основе ошибок, вносятся окончательные корректировки в конечную модель бизнес-процессов. Данный этап требует осуществления контроля над работой процесса и определения его эффективности с целью повышения уровня интеграции процесса в работу всей системы компании.
При проектировании моделей бизнес-процессов используется структурно-функциональная модель реструктуризации системы управления предприятием, которая обеспечивает переход объекта исследования из состояния AS-IS «как есть» в состояние TO-BE «как должно быть». Общая схема структурно-функциональной модели реструктуризации системы управления компанией изображена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Двухконтурная модель реструктуризации системы управления
бизнес-компанией
Каждый бизнес-проект ограничивается временными рамками, а его окончание наступает в момент достижения поставленных целей, либо, когда цели оказываются недостигнутыми или больше нет необходимости в самом проекте. Каждый проект ограничивается бюджетом, ресурсами и сроками. Баланс этих основных составляющих обеспечивает качество и выполнение поставленных целей. В связи с этим, можно выявить основные признаки проектного управления:
- наличие конкретных целей проекта, вытекающих из определенной стратегии организации;
- уникальность и неповторимость проектных задач;
- совокупность ограничений – временных, финансовых ресурсных и т.д., в условиях которых реализуется каждый из проектов.
Преимущества проектного управления представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Преимущества и недостатки проектного управления бизнесом
Преимущества |
Недостатки |
- ответственность за выполнение проекта в срок; - повышение организации управления планов в связи с применением календарно-сетевых графиков при планировании; - улучшенная оценка и снижение финансовых рисков; - наличие конечной идентифицированной цели; - декомпозиция деятельности по проекту до уровня работ или технологических операций, позволяющая детально определить состав и количество ресурсов, а также бюджет; - определение критического пути, позволяющее выявить более значимые для проекта работы (операции), изменение длительности которых отразится на длительности проекта в целом; - гибкость в управлении проектом; - определение и мониторинг контрольных точек; - повышение эффективности коммуникаций. |
- достоверность результата зависит от качества информации; - усложняет организацию распределения финансовых ресурсов; - сложность учета влияния параллельно выполняемых проектов на результат; - конкуренция ресурсов между проектами. |
Если рассматривать бизнес-компанию в виде системы хозяйствования, то принцип комплексности строится на согласованности работы всех ее элементов. Достижение общих стратегических целей невозможно в случае разрозненности и отсутствия единых принципов управления и осуществления бизнес-деятельности. Разработка стратегии бизнеса предполагает серьезную подготовительную работу. Кроме того, на этапе реализации проекта необходимо наладить прозрачную обратную связь, которая позволит руководству вовремя реагировать на любые изменения в бизнес-процессах и в целом повысить эффективность бизнеса.
Список литературы
Кулаченков А.А., Гусарова О.М. Математико-статистическое исследование ключевых факторов развития экономики региона // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4-6. С. 854-858.
Гусарова О.М., Комаров П.И., Денисов Д.Э. Нейронные сети в кредитном скоринге // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 5. С. 107-113.
Гусарова О.М., Кузьменкова В.Д., Комаров П.И. Цифровые модели социально-экономического развития региональных субъектов // Фундаментальные исследования. 2018. № 8. С. 42-47.
Гусарова О.М. Трендовый анализ приоритетных направлений региональной экономики // Фундаментальные исследования. 2016. № 8-1. С. 123-128.
Ильин С.В., Гусарова О.М. Эконометрическое моделирование в оценке взаимосвязи региональных показателей // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-1. С. 134-136.
Комаров П.И., Гусарова О.М., Таранец С.А. Нейросетевые модели оценки стоимости бренда компании // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12. - С.47-51.
Гусарова О.М., Морозов А.А., Жарская Ю.В., Прохоренков П.А., Курылев В.А., Троицкая Л.М. Информационно-аналитические технологии моделирования бизнес-процессов. - Смоленск, 2018. – 314 с.
Гусарова О.М. Информационно-аналитические технологии прогнозирования деятельности организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-3. С. 492-49/
Гусарова О.М. Оценка взаимосвязи региональных показателей социально-экономического развития (на материалах центрального федерального округа России) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6-2. С. 11.
Гусарова О.М. Аналитический аппарат моделирования корреляционно-регрессионных зависимостей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-2. С. 219