Сейчас уже ни для кого не секрет, что наука в 21 веке не стоит на месте, а результат технологических разработок, в последние 20 лет, имеет огромный спрос для быта каждого человека. Гаджеты, программы, смартфоны и неисчислимое множество разработанных утилит, которыми пользуются практически каждый человек на Земле. Всё выше перечисленное имеет большое значение в быту, сейчас телефон, интернет, гаджет есть практически у всех, а также, помимо всего, их использование занимает ¼ свободного времени, а иногда, практически весь день (в зависимости от профессии или иного рода занятости и интересов).
Нельзя исключать и тот факт, что большая часть информации сейчас находится в электронном виде и имеет свободный доступ, где каждый имея смартфон, может найти для себя полезные статьи, работы или же учиться чему-либо, перенимая опыт других пользователей. Но какой бы это не являлась положительной чертой в пользу человека, есть и отрицательная сторона инноваций. Давайте рассмотрим несколько из них на примере студентов высших учебных заведений.
Система образования в 21 веке даёт возможность каждому студенту университета доступ в библиотеку (книжного варианта), а также и электронный вариант, где можно найти нужную литературу за минуты. Студенты же зачастую предпочитают второй вариант и хорошо, если библиотека, но всё же большинство, в наличии у которых есть смартфон, пользуются интернет - сайтами в которых интегрируется информация из статей, научных работ, книг и многое другое. Из-за огромного числа таких сайтов, переработать и проверить всю информацию не удаётся, тем самым возрастает количество плагиата, подмена авторства, замена исходного материала и т.п. Но это никого не останавливает. Результатом таких многочисленных ошибок и пробелов - неправильное усвоение материала студентами, а в последствии плохой базовый «багаж» знаний и умений, некомпетентность будущего специалиста. [3, С.1]
В 2012 году Американский психолог, профессор университета в Сан-Диего Джейн Твендж (Jean Twenge), которая уже 25 лет исследует различия между поколениями, заметила внезапные изменения в поведении подростков и их эмоциональном состоянии. Многие определяющие черты «миллениалов» начали исчезать. Твендж назвала новое поколение «iПоколением» (iGen), так как дальнейшие исследования доказали, что оно было сформировано именно смартфонами и социальными медиа.
Что произошло в 2012 году, чтобы вызвать такие изменения в поведении? Это было время всемирного кризиса, который официально продолжался с 2007 по 2009 год и оказал сильнейшее влияние на «миллениалов», пытавшихся найти себе место в нестабильной мировой экономике. Но в этот период доля американцев, имевших смартфоны, превысила 50%. [1, С.1]
Стоит упомянуть тот факт, что студенты за занятие проверяют свой сотовый до 4 – 6 раз, это указывает на сильную зависимость от социальных интернет сетей и непосредственно от гаджетов. Это сильно сказывается на здоровье молодежи, возраст которых варьирует от 18 до 27-28 лет. Совокупность воздействий информационно - технических новелл, влияют на здоровье молодежи как психически, так и физиологически, это сильно сказывается на их успешном обучении в университете, их успеваемости, их желании получать знания и опыт, а как следствие, хорошую профессию.
Так 12 января 2018 Бельгийский местный телеканал VRT со ссылкой на исследование университетов Антверпена и Гента, сообщает, что бельгийские студенты, которые постоянно пользуются смартфонами, учатся хуже, чем те, кто не зависит от мобильного телефона. [2, С.1]
- "Результаты показали, что успеваемость студентов, которые постоянно "висят" на своих смартфонах, намного ниже, чем тех, кто прибегает к своему устройству при необходимости", — цитирует телеканал его авторов.
- "Мы увидели четкую связь между зависимостью от смартфонов и успеваемостью учащихся. Так, проходной балл тех студентов, которые реже используют мобильные телефоны во время учебы, составляет не менее 69%, в то время как у любителей смартфонов — 61% и ниже", — пояснили специалисты.
При этом ученые университетов Антверпена и Гента признают и преимущества использования смартфонов во время обучения. Так, с их помощью студенты могут собирать информацию и работать коллективно в группе. Однако авторы исследования советуют все же меньше использовать мобильники, особенно в период экзаменов, т.к. из-за них студенты не могут сосредоточиться на учебе. Кроме того, ученые предупреждают о негативном влиянии гаджетов на качество сна человека.
[2, С.1]
Способы снижения негативных влияний от воздействия смартфонов
Мы проанализировали проблемы и сделали собственные выводы, что зависимость от сотовых телефонов, только набирает обороты и для того чтобы справиться с влечением «зависнуть» на час в интернете, поиграть в игры, студентам необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Ограничивать времяпровождение в телефоне в определенное (-ом/ой) время (месте, социальной группе)
Во время учебного процесса исключить возможность пользоваться гаджетами и уделить внимание преподавательскому составу и поступающей информации
Найти группу по интересам и стараться проводить время персонально для поддержания живого общения (университетские кружки творчества и т.п.)
Постараться найти увлечения, которые могут «перебить» желание находиться в виртуальном мире (спорт, вышивание, прогулки, книги и т.п.)
Стараться больше времени уделять книжным изданиям во время домашнего саморазвития; выполнения домашнего задания (это научит находить нужную информацию в книгах; расширит рамки словарного запаса; позволит дифференцировать полученные знания на научные секции)
Постараться не уделять большое количество времени социальным сетям и интернет сообществам (в подобных кооперациях могут содержаться элементы пропаганды, экстремизма, заведомо ложных информативных сообществ и т.п.)
Стараться использовать только проверенные сайты для нахождения информации (это позволит уменьшить риск получения ошибочных знаний и скорректирует правильное направление для учебной деятельности)
Большое внимание уделять режиму сна (исключить использование телефонов перед сном)
Итак, к вашему вниманию сверху был составлен список рекомендаций и способов, проверенных на практике лично, как снизить негативные влияния на успеваемость студентов. Эти, с виду, простые действия помогут наладить дела в учебе каждого учащегося, кто сильно зависим от телефона и интернета, соц.сетей, виртуальных игр и прочего.
Заключение
К завершению, хотелось бы уточнить, что не стоит сторониться технологических новелл и разработок, везде и во всем нужно знать меру. В наше время много информации проходит сквозь и уметь её отсортировывать, это навык, который пригодится в будущей профессии, гаджеты каждый день стараются удовлетворить наши информационные запросы (найти место, сфотографировать, назначить встречу, вызвать транспорт и т.п.), также мы можем решать определенные задачи с помощью сотовой связи, интернет «спикеров», переводить иностранные тексты, находить книги, это очень упрощает жизнь. Главным образом, телефон является неотъемлемой частью нашей жизни и для коммуникации с внешним миром, это изобретение становится координатором наших действий, в будущем смартфоны несомненно усовершенствуются, но принесет ли это радость, или же прогресс станет разочарованием? К этому нас приведёт время.
Список источников
Влияние гаджетов на молодое поколение [Электронный ресурс] // PSYFACTOR.ORG // 2017. Электрон. текст. дан. - URL: https://psyfactor.org/lib/i-generation.htm // (дата обращения 1.12 2018)
Исследование: смартфоны негативно влияют на успеваемость студентов //ТАСС, информационное агенство [Электронный ресурс] // СМИ №03247, Электрон. текст. дан.,- Режим доступа: https://TASS.ru/obschestvo/4867575[ CITATION Кор18 \l 1049 ], (дата обращения 1.12.2018)
Воздействие гаджетов на физическое состояние студентов // ЭЛ № ФС77-4142 [Электронный ресурс] // NOVAINFO.RU // 2017 // Электрон. текст. дан. // - URL: https://novainfo.ru/article/13957// (дата обращения 1.12 2018)