ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Шахова Н.А. 1, Старостина И.А. 1
1Государственный университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начавшийся ХХI век характеризуется все более явным обострением глобальных экологических проблем. Люди столкнулись с осознанием того, что дальнейшее существование возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Всё больше ученых,государственных и общественных деятелей связывают преодоление глобальных экологических проблем, а также переход к устойчивому развитиюс формированием экологической культуры личности и общества.

Понятие экологической культуры, история развития экокультуры в обществе

Что же такое экологическая культура? Каждый автор в своих публикацияхопределяет данное понятие по-своему. Говоря простым языком, это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. В целом, экологическая культура является частью системы, состоящей из самой экологической культуры, экологического образования, экологического сознания и коэволюционного отношения человека к природе и себе, то есть каждый компонент данной системы взаимосвязан друг с другом.

Состояние и эффективность систематизации экологического образованияи культуры в России остается на достаточно низком уровне и во многом не соответствует международным стандартам. На качестве и темпах развития российского экологического образования, экологического воспитания, просвещения и культуры сказываются следующие факторы:

недооценка обществом приоритетности экологического воспитания,

недостаточность финансирования,

недостаточно развитая материально-техническая база,

слабое развитие научно-методического, психолого­-педагогического, информационного и кадрового обеспечения системы,

отсутствие эффективного общественно-­государственного механизма,

отсутствие интеграции и координации в деятельности существующих образовательных, природоохранных структур и неправительственных организаций[4].

Экологическая культура получила наибольший импульс для своего развития в эпоху СССР, а именно в 60­-ые годы.Как раз в то время начался переход от просвещения в сфере проблем окружающей среды к популяризации природоохранной деятельности. В середине 90-ы­х гг. были приняты некоторые нормативно­-правовые документы по защите окружающей среды. Экологическое воспитание, просвещение, культура и образование населения были обозначены в них в качестве приоритетных направлений решения экологических проблем. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России[1].

Формирование экологической культуры на современном этапе

Формирование экологической культуры в обществе основывается на целенаправленной, постепенной и методичной передаче людям информации о рациональном природопользовании, о важностисоблюдения экологических правил и требований, о личной ответственности за сохранение окружающей средыкаждого человека перед нашей планетой и всем её населением [8].

К сожалению,в России на сегодняшний день наблюдаетсядостаточно низкий уровень экологической культуры, который проявляется в следующих аспектах:

• в экологическом поведении (прагматичная ориентация человека на природопользование, которая существует в настоящее время, должна быть перенаправлена на максимальную гармонизацию отношений человека с природой);

• в экологическом просвещении (в современном мире на сегодняшний день существуют лишь отрывочные знания о природе и о ее взаимосвязи с обществом, отсутствует полная картина понимания и осознания взаимосвязи природы и человека);

• в вопросах экологического воспитания (на сегодняшний день наблюдается скорее неуважительное отношение к природе, которое сопровождается отсутствием личной ответственности за ее судьбу и слабым пониманием ее красоты и сущности) [9].

Цель формирования системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения в России до сих пор не достигнута, хотя была обозначена практически двадцать лет назад.В чем же причина?В настоящее время социально-экологические вопросы рассматриваются у нас не иначе как через социально-экономическую призму. То есть на данный момент в России эффективность экономики имеет доминирующее значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Для воспитания у населения России экологической культурынеобходима смена текущих приоритетов: с экономических на экологические.

В нашей стране развитие экологическойкультуры, а также экологического образования,чаще всего, осуществляется исследовательскими группами, отдельными организациями и учебными заведениями в инициативном порядке. Нет государственных стандартов для различных уровней экологического образования, а также испытывается недостаток в его кадровом и научно-­методическом обеспечении. Вдошкольных образовательных учреждениях, как и в средней и младшей школе, в настоящий момент времени обозначился застой в решении проблем экологическойкультуры.Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких обязательных стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются некоторые авторские программы экологической культуры, воспитания и просвещения. Специалисты считают, что в настоящее время экологическому образованию и воспитанию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и воспитателей[7].

В школах экологическое образование и культура сегодня затрагиваются в нескольких официально принятых предметах, таких как «Окружающий мир», а также в естественных и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии в качестве самостоятельного предмета. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий. По-нашему мнению, именно такой подход является верным направлением на пути к формированию экологической культуры.Однако, объемы подготовки и переподготовки управленческих и производственных экологических кадров под выполнение этой задачи в нашей стране незначительны. Также недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования и просвещения. Предположительно, получаемые школьниками знания о взаимоотношениях природы, общества и человека недостаточны для формирования у них в будущем целостного миропонимания и экологического мышления. Всё перечисленное говорит о том, что необходим новый подход к формированию экологической культуры населения России [2, 5].

В последнее десятилетие наиболее активно в сфере экологической культуры, а также экологического просвещения и воспитания, проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие некоммерческие организации предлагают свои материалы для педагогов и воспитателей для проведения дополнительных занятий в школе и детском саду на различные экологические темы.

Также некоммерческие организации занимаются формированием различных доступных в сети Интернет и на открытых мероприятиях презентаций и материалов, фильмов, проектов, соответствующих современным экологическим тенденциям, как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.

За счет образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, о важности рационального использования природных ресурсов и ответственного подхода к отдыху на природе, а также население получает информацию, связанную с проблемой переработки отходов, экономии воды, электроэнергии и многое другое. Деятельность таких организаций сопровождается локальными акциями по посадке деревьев, очистке водоемов, сбору мусора в городах и прилегающих к ним территорий и тому подобное[6].

Нужно отметить, что в течение 2017 года, Года экологии, во всех субъектах Российской Федерации было проведено множество просветительских и образовательных мероприятий, как в стенах учебных заведений, так и для широкой общественности, направленных на формирование экологической культуры у населения. На многочисленных конференциях, которые регулярно проходят в разных городах России, говорилось о важности экологического образования в стране, однако это так и не нашло должной поддержки на высоком уровне.

Тем не менее, исследователи развития экологической культуры в России отмечают три основные тенденции последних лет:

– противоречие между интересом к экологическому образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

–сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования и экологической культуры;

– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию»[6].

Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение населения осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы [3].

Заключение

На уровне формального образования отсутствие системного подхода, критического мышления и формирования навыков в принятии рациональных решений, которые основываются не только на аспектах охраны окружающей среды, но и включают социальные и экономические проблемы, может привести к тому, что граждане нашей страны не будут обладать теми навыками и компетенциями, которые требуются для конкурентоспособности на международном рынке труда[10]. В дальнейшем это будет отражаться и на работе всех отраслей экономики страны, так как в развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов экологического образования и экологической культуры в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им, возможно, придется прибегать к обу­чению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях. Отсутствие просвещения в области устойчивого развития на неформальном уровне также имеет негативные последствия, поскольку население нашей страны не будет осведомлено о взаимосвязи всех процессов, не сможет осознать свое непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.

Список литературы

Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. –2010. – №3 (117). – С. 7–11.

Дагбаева Н.Ж. Школьное экологическое образование для устойчивого развития местного сообщества.// География и экология в школе ХХI века. – 2004. – №7. – С. 36–42.

Дорошенко О.М. Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. – 303 с.

Кузнецов Л.А. Проблемы управления экологическим образованием // География и экология в школе ХХI века. – 2004. – №9. – С. 23–27.

Мамедов Н.М. Экологическое образование: социокультурный контекст // Непрерывное образование. – 2012. –№2. – С. 13-19.

Рыбальский Н.Г., Самотесов Е.Д., Колесова Е.В. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2016. – №4 – С. 75–82.

Соломенникова О.В. Диагностика экологических знаний. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 21-27.

Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. – М.: Акрополь, 2004. –– 195 с.

https://bstudy.net/657553/estestvoznanie/formirovanie_ekologicheskoy_kultury – сайт статей для высших учебных заведений / Проблема формирования экологической культуры. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.10.2018.

https://articlekz.com/article/5639 – Научные статьи Казахстана / Статьи / Педагогика / Сущность понятия экологической культуры и проблема организации экологического образования. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 18.10.2018.

Просмотров работы: 1653