ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Салихова Д.Р. 1
1ФГБОУ ВО «УЛГПУ ИМ. И.Н.УЛЬЯНОВА»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все большую тревогу у людей всего земного шара вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Об абсолютной безопасности не может идти речь. Значительную тревогу вызывает такая категория граждан, как маленькие дети. Задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Задумываясь о современных проблемах и трудностях, с которыми может столкнуться ребенок, можно сказать: лишь через воспитание и обучение возможно подготовить человека, обладающего нужными знаниями, умениями и навыками, владеющего необходимой информацией, имеющего стремление и потребность к обеспечению своей собственной безопасности и безопасности окружающих [1].

Под культурой безопасности детей старшего дошкольного возраста мы понимаем совокупность знаний о безопасности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к своему здоровью, умений и навыков оберегать, поддерживать свою жизнь, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях [2].

Говоря о культуре безопасности жизнедеятельности ребенка, мы подразумеваем комплекс трех составляющих:

1)иметь осмысленное отношение к жизни и здоровью человека;

2)информированность о безопасности жизнедеятельности человека;

3)способность защищать, поддерживать свою жизнь и здоровье.

В наше время все больше возрастает необходимость обучения детей с малых лет знаниям безопасности жизнедеятельности. И дабы закладывать основы культуры безопасности жизнедеятельности у детей, важно знать отличительную характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности:

это дошкольник, у которого построены представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения;

это дошкольник, который четко знает:

• свои имя, фамилию, домашний адрес;

• предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ;

• источник возникновения возможных травмирующих ситуаций, опасных для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; следует соблюдать осторожность и безопасность у окна, на балконе);

• как обращаться с острыми, колющими и режущими предметами;

• приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

• способы поведения при пожаре: вызвать пожарных по телефону, не прятаться, выйти из комнаты или лечь на пол;

Дошкольник, который умеет пользоваться с осторожностью и внимательностью:

• самостоятельно — столовыми приборами;

• с разрешения взрослых — иголкой, ножницей, теркой, молотком, гвоздями;

• вместе со взрослыми — инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);

• пожароопасными предметами — обращается за помощью к взрослым при необходимости использования;

Дошкольник знает, что и как необходимо делать в определенных ситуациях:

• в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных;

• оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;

• выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах;

• различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;

• проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;

• соблюдать правила дорожного движения;

• правильно вести себя на природе;

•не слушать указания незнакомых людей;

• как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;

• объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий);

• оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) [3].

Дошкольник, который овладел культурой безопасности жизнедеятельности уже сложилось понимание о безопасности жизнедеятельности, ребенок более склонен к охране своей жизни и здоровья, заботится о других людях, об обществе, природе. У родителей появится больше доверия к такому ребенку, ведь стоит отметить, что ребенок склонен к типу «Я сам». Дети хотят быть самостоятельными, чтобы им доверили выполнение каких-либо заданий (помочь маме на кухне, самостоятельно пользоваться ножницами и т. д.).

Нами было проведено исследование на базе дошкольного учреждения, где в эксперименте приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа) и 22 ребенка старшего дошкольного возраста (контрольная группа).

На начальном этапе нашего опыта были организованы и проанализированы такие методики, как: «Какие предметы могут нанести вред», средство моделирования жизненно важного обстоятельства, «В детском саду безопасно», «Где прячется опасность?». Собранные результаты этого этапа помогли выявить низкий уровень сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Уже на формирующем этапе эксперимента была спроектирована и испытана программа «Азбука безопасности» по формированию культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Такая программа включила в себя такие разделы, как: «Безопасность дома и на улице», «Как избежать беды?», «Внимание! Знаки на дороге», «Как Мишка тушил пожар».

Программа «Азбука безопасности» представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач по формирования культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

С целью проверки эффективности выполненной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Для получения более объективного представления об изменениях, произошедших у старших дошкольников по формированию культуры безопасности, были использованы диагностические методики, идентичные тем, которые применялись на начальном этапе экспериментальной работы. Изменения, произошедшие у старших дошкольников за время экспериментальной работы, определялись на основании сравнения данных начального и формирующего этапов эксперимента. Так, высокий уровень сформированности культуры безопасности старшего дошкольника на начальном этапе эксперимента составил 12%, а на контрольном этапе эксперимента — 49%, средний уровень сформированности культуры безопасности у старших дошкольников на начальном этапе эксперимента составил 31%, а на контрольном этапе эксперимента — 36%, низкий уровень сформированности культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе эксперимента составил 47%, а на контрольном этапе эксперимента — 6%.

Таким образом, проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность разработанной нами программы «Азбука безопасности», направленного на формирование культуры безопасности старшего дошкольника.

Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической практике. Это проблемы, связанные с формированием культуры безопасности учащихся в общеобразовательном учреждении, формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, формирование культуры безопасности воспитанников и сотрудников образовательных организаций.

Список литературы:

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007–144с.

2.Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 384-386.

3.Садретдинова, А. Э. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.

Просмотров работы: 51