ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ефимова А.Е. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Игра ведущая деятельность детей в период дошкольного детства. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра.Жизненные явления отражаются в образах игры. Игра способствует расширению представлений детей о мире, создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Чем разнообразны по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и развитие познавательной активности детей. Дидактическую игру предлагает на занятии педагог, учит игровым действиям и выполнению правил игры как организатор, и как участник, партнер по игре.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила: ребенок должен быть внимательным к сюжету игры, должен запомнить все обозначения, сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, и решить проблему. Вместе с тем весь сложный комплекс практических и умственных действий , выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения ребенок, учится, играя.

Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов [1, с. 35]/

Дидактические игры это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей, расширить экологические представления детей, классифицировать явления и предметы, расширять пространственные понятия, математические понятия, различать цвета, форму. Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, познавательная активность, интерес и воображение.

В методичской литературе авторы дают разную классификацию дидактических игр, группируя их по разным признакам. По классификации П.И.Пидкасистого игры подразделяются на результативные и детские [3]. К результативным играм он относит спортивные, имитационные, абстрактные, деловые, дидактические. Детские игры включают имитационные (ролевые, строительные), спортивные, подвижные игры.

Представляет интерес классификация Селецкой Е.Э. В данной классификации характер игры зависит от поставленных педагогом задач на определенном занятии. Она выделяют следующие виды игр:

- репродуктивные, дидактические игры;

- частично-поисковые;

- поисковые;

- творческие без элементов ролевых;

Творческие с элементами ролевых [3].

Репродуктивные дидактические игры дают образец в начале игры, дети играют по заданному образцу. в решении дидактической задачи. Познавательная деятельность в данном случае осуществляется в процессе закрепления темы.

Частично-поисковые дидактические игры содержат более усложненные задач. На основе имеющихся знаний и умений детям предлагаются элементы поиска.

Поисковые дидактические игры предполагают элементы исследования и включают детей в поисково-исследовательскую деятельность. Здесь ставятся более усложненные задачи самостоятельной познавательной деятельности.

Творческие игры предполагают проявление творчества детей, умение использовать знания в новых жизненных ситуациях, творчески используя имеющиеся умения и навыки.

Мы используем на практике игры с использованием предметов, игрушек и картинок. К ним относятся игры типа «Угадай, что изменилось?». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью данных дидактически игр можно закреплять названия предметов, пространственные понятия (ближе, дальше), цвета и др.

Игры – типа «чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают предмет и называют его, В средней группе дети на ощурь определяют предметы. В старшей и подготовительной группе даем более сложные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки и др.). дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ).

Игры с куклой. Основная цель – закрепление последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание, принятие пищи и т.д.); воспитание культуры общения. Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

Также используем дидактические игры на различение каких-нибудь деталей. На различение или сравнение каких-либо признаков, свойств. Мы проводим дидактические игры на НОД со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком. Игры планируются заранее. Определяем программную задачу, готовим оборудование игры или раздаточный материал, планируем форму проведения игры(за столом, на ковре, на улице), а также рассадку детей в группах или в парах (индивидуальный подход).

По мнению Л.А.Венгер, дидактическая игра – обучающая игра, в ней обязательно ставятся образовательные задачи, но она должна оставаться игрой, заинтересовать детей. Часто мы используем песни, хороводы.

В старших группах игра проводится как часть занятия в младших группах может проводиться как целое занятие.

По экологическому воспитанию мы используем такие дидактические игры, как «Земля и ее обитатели», «Экология в картинках», «Животные Африки», «Животные родного края», «Птицы», «Кто где живет?», по развитию речи игры «Азбука в картинках», «Квартира», «Мебель», «Одежда», «Зимние развлечения», «Сказочные персонажи», по формированию элементарных математических представлений – игрыВ.Воскобобича: «Геоконт», «Квадраты Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Геовизор», «Конструкторы цифр и букв», «Шнур - затейник», «Чудо цветик», «Чудо - лукошко» и др.

Таким образом, использование дидактических игр помогает осмыслить имеющиеся знания, расширить представления, активизировать словарный запас, геометрические фигуры, математические представления, кругозор, логическое мышление, речь, а самое главное - развивать познавательную активность детей во всех сферах детской деятельности.

Литература

Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения/О.В.Коновалова//Педагогика: традиции и инновации. материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – 192 с.

Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/Е.И.Удальцова. - М., 2008

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие/Г.А.Урунтаева.- М., 2009.-250с.

Просмотров работы: 141