В теории дидактики одним из главных принципов обучения выступает принцип наглядности. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я. А. Каменским и развита К. Д. Ушинским. Ими обоснована роль наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи и мышления учащихся.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применения принципа наглядности, в частности, запоминание ряда предметов, представленных в натуре, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, форме, устной или письменной. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учеником.
В курсе биологии ученики должны непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии, однако в условиях классных занятий не всегда это возможно, так как изучение только на вербальном уровне не создает объективного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому одной из задач учителей биологии, наряду с использованием разнообразных средств обучения, является разумное применение также натуральной наглядности. Изучением данного вопроса в педагогике занимались И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый, Л. В. Занков, А. В. Хуторской и другие педагоги. Исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности проводили Л. В. Занков, С. Г. Шаповаленко, В. Г. Болтянский, Л. П. Прессман. В области биологии изучением данного вопроса занимались Т. А. Бабакова, П. И. Боровицкий, Е. П. Бруновт, П. Ф. Винниченко, И. Д. Зверев, Г. Я. Малахова, А. Н. Мягков, Л. В. Реброва, Е. А. Соколова и другие методисты. Этими педагогами подчёркивается необходимость использования наглядности.
В школьной биологии наглядность, в тоже время остаётся основой обучения биологии и важнейшим элементом технологии обучения. Использование наглядности как средств обучения биологии служит важнейшим условием, во-первых, формирования биологических знаний, а во-вторых, обеспечивает овладение интеллектуальными и операционно - деятельностными умениями.
В преподавании раздела «Анатомия человека» школьного курса биологии всех авторскиих линий, используемых при обучени биологии в современной школе реализуется принцип наглядности, котрый заключается в комплексном использовании средств обучения.
Е. Н. Арбузова отмечает, что «эффективнос применение разнообразных наглядных средств для индивидуального использования в виде раздаточного, или дидактического, материала. Работа учащихся с ним определяется постановкой учебных заданий, нацеливающих на усвоение определенного круга знаний. В методике биологии натуральные средства наглядности используются в комплексе с изобразительными (моделями, муляжами, таблицами, кинофильмами и видеофильмами и др.)» [1].
На уроке биологии, на котором используется наглядность, учитель может применять различные методы и приёмы обучения.
Связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, роликов, презентаций и т.д.
Метод демонстраций
Метод иллюстраций
Наглядные методы
Предполагает показ иллюстрированных пособий по биологии: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок
Рис. 4. Наглядные методы
Рис. 1 Наглядные методы обучения
И. М. Осмоловская отмечает, «иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется педагогом с целью создания в сознании обучающихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений» [2].
Иллюстрация помогает активизировать все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления. Возникает основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности учеников и педагога. В качестве иллюстрации по анатомии можно использовать натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; фрагменты фильмов, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм, а также современные интерактивные средства обучения.
Демонстрация применяется учеником при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем обучаемым; широкое вовлечение обучаемых в работу по подготовке и проведению демонстрации.
Демонстрация изобразительных средств наглядности (таблицы, картины, схемы, муляжи, модели) дает учащимся представление о строении, форме, размерах, изучаемых объектов. Методисты выделяют следующие требования к демонстрации изобразительных средств: все демонстрируемые изобразительные средства должны быть эстетически оформлены, довольно крупных размеров; если используется меловой рисунок на доске, то он должен быть четким, правильным, с подписями без сокращений; демонстрируемые таблицы вывешивают в тот момент, когда речь идет об изучаемом материале; перед показом таблицы необходимо дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании.
На уроках школьной биологии можно использовать наглядные интерактивные ресурсы по анатомии, котрые явялются незаменимыми при демонстрации опытов и их результатов, котрые сложно осуществлять в реальном режиме.
Демонстрация опыта или его результатов проводится во всех разделах школьной биологии, где есть физиологический материал. Требования к демонстрации опыта: до урока проведите опыт сами; перед демонстрацией опыта необходимо поставить познавательную задачу, которая была бы решена в ходе опыта; опыт должен быть хорошо виден всему классу; системой вопросов и заданий привлекайте учащихся к анализу результатов опыта; в конце демонстрации опыта должен быть сформулирован вывод.
В разделе «Человек и его здоровье» школьной биологии можно сделать скоротечный опыт и продемонстрировать его результаты на тему «Влияние приседание на частоту пульса» [7].
Демонстрация аудиовизуальным средств наглядности (кинофильмы, видеофильмы, их фрагменты и др.) обладает определенными признаками: показ действия, движения, процесса. Например, при изучении раздела «Опорно-двигательная система» исползуем видеофрагменты «Различия в строении таза», «Механизм сокращения мышц», «Анатомия шейного отдела позвоничника», «Утомление мышц», «Что такое сколиоз» и др. При изучении раздела ВНД используем видематериалы «Исследование мозга», «Нарушение координации движения» и др. Методисты отмечают, что учебные кинофильмы должны включаться в урок в качестве одного из средств наглядности; учитель может сопровождать его краткими и четкими словесными пояснениями; один-два обобщающих вопроса к фильму могут направлять внимание учащихся; после просмотра кинофильма необходимо организовать беседу по его содержанию.
Под описанием понимают элемент устного изложения материала, который можно производить и в повествовательной, и в вопросно-ответной форме. Описание применяется на уроках с анатомо-морфологическим, систематическим содержанием, при выполнении лабораторных работ, при проверке знаний учащихся. В основе описания лежит наблюдение в ходе, которого ученик осуществляют мысленное разделение целого на части. Описание без таблиц или другой предметной наглядности осуществить невозможно.
Наглядные средства используются при мультимедийном обучении (см. табл.). И. Н. Пономарева мультимедийные методы обучения рассматривает как «комплексные, поскольку они обладают признаками словесных, демонстрационных и практических методов одновременно» [4].
Таблица
Наглядные мультимедийные ресурсы в
разделе «Человек и его здоровье»
Название наглядного ресурса |
Описание |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru |
Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. В данной коллекции учитель анатомии и школьники могут найти и изучать электронные плакаты. |
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов:http://fcior.edu.ru. |
Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. |
Анатомический атлас человека -http://www.anatomy.tj |
Онлайн - атлас с посистемной рубрикацией, форумом «Здоровье» и ссылками на медицинские сайты. |
Словарь анатомии человека: http://slovar-anatomy.ru/ |
Организованный в виде алфавитного рубрикатора онлайн словарь анатомических понятий и терминов, предназначенный для учащихся и преподавателей старших классов средних школ, техникумов и профессионально-технических училищ, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами биологии и медицины. |
Zygote Body:http://www.zygotebody.com/ |
Человек в 3D- анимационный анатомо – морфологический атлас человеческого тела, дающий уникальную возможность собственными глазами увидеть происходящие в нашем организме процессы, как в норме, так и в патологии. |
Виртуальная образовательная лаборатория VirtuLabhttp://www.virtulab.net/ |
Позволяет учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике, химии, биологии, экологии и другим предметам, в двух- и трехмерном пространстве. |
База знаний по биологии человека (http://humbio.ru/) |
Разработка и реализация доктора биологических наук профессора А. А. Александрова, где представлена информация углубленного уровня по анатомии, физиологии, генетике, геронтологии и др. отраслям знаний. |
Таким образом, В соответствии с ФГОС, к оснащению образовательного процесса по биологии, предъявляются определённые требования. Разнообразие наглядных средств обучения обусловлено особенностями самого учебного предмета, спецификой биологических знаний и умений.
На уроке биологии, на котором используется наглядность, учитель может применять различные методы и приёмы обучения: иллюстрации, демонстрации, описание, наблюдение и другие. Степень усвоения учебного материала определяется применением ряда виртуальных и классических средств наглядности. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать уровню учеников; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все обучаемые могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстрацийи детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала и привлекать самих обучаемых к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Список литературы:
Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: курс лекций / Е. Н. Арбузова. – Омск : ОмГПУ, 2010. – 516 с.
Осмоловская, И. М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.: 2010. -512с.
Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст] / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. – 272 с.
Сапин М. Р. Биология 9 класс [Текст] / М. Р. Сапин, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016. – 304 с.
Смелова, В. Г. Ресурсное обеспечение кабинета биологии в соответствии с ФГОС: на грани мечты и реальности [Текст] / В. Г. Смелова //Биология. - 2015. - № 10. - С. 44-54.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.