Горнотранспортное оборудование – это сложное технологическое оборудование добывающих предприятий и управление этим процессом требует не простых задач. Открытая разработка месторождений характеризуется увеличением глубины карьеров, объемы перерабатываемой горной массы, что обусловливает применение горно – транспортного оборудования большей мощности. Кроме всего, значительно меняется типаж горно - транспортных средств, их конструктивная сложность. Надежность работы карьерного транспорта обеспечивается его правильной эксплуатацией. {1}Так же стремительно растет и стоимость транспортных средств. Чтобы окупить расходы на приобретённый дорогостоящий транспорт в условиях современного рынка необходимо увеличивать эффективность и надежность его эксплуатации, а прежде всего нужно решить самую актуальную на данном этапе задачу – задачу по разработке и внедрении на горно -добывающих предприятиях современной, эффективной автоматизированной системы управления горнотранспортным комплексом, иначе говоря, систему диспетчеризации. {2}
В Федеральных нормах и правилах при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599) был внесен пункт о том, что все объекты на которых ведутся открытые горные работы должны иметь автоматизированную систему управления горно – транспортным комплексом (в том числе мониторинг, учет транспорта и контроля работы самосвалов с возможностью автоматического и дистанционного управления, мониторинга и учета фронта работ карьерных экскаваторов, управление буровыми станками с использованием высокоточной спутниковой навигации), телефонную или радиосвязь.{4}
Автоматизированная система управления горно-транспортным оборудованием
(АСУ ГТО) нужна для решения следующих задач:
оперативный контроль и управление работой горно – транспортного оборудования
учет всех видов работ, выполняемых горно – транспортным оборудованием
учет расходов материалов и топлива на основе автоматически получаемых данных
Согласно технического задания, система (АСУ ГТО) обеспечивает следующие виды работ для оперативного управления и контроля производства работ на открытых месторождениях горнодобывающего комплекса, а именно осуществляет контроль на автомобильном транспорте:
пробег (км),
количество рейсов (шт.),
количества перевезённого груза (т),
расхода топлива в баке (%),
расход топлива за смену (л),
заправка (л),
среднюю скорость (км/ч)
давления шин каждого колеса.{3}
В системе так же существуют другие виды технических требований:
передачи голосовых сообщений и сигнал с тревожной кнопки
автономно работает от аккумулятора не менее 2-х часов
считывает прокси-карты.
На транспорте устанавливается бортовое оборудование, а именно контроллер, который собирает показания всех датчиков, далее обрабатывает их и передаёт по беспроводному каналу передачи данных на диспетчерский пункт.
Диспетчерский пункт получает информацию о местоположении и показания датчиков, например: давления шин, уровень топлива в баке и др. обрабатывает и архивирует её.
На рабочих местах диспетчера, начальника карьера, главного инженера и других лиц эксплуатирующей организации информация выводится на экране в виде таблицы, наложенной на утвержденный план горных работ. В результате обработки и анализа полученных и накопленных в базе данных, диспетчерским пунктом предусмотрено автоматическое составление отчётов о работе горно – транспортного оборудования в электронном виде.
При проектировании в дальнейшем данной инновации возможна установка на оборудовании системы спутникового позиционирования. Система также ведет диспетчеризацию объектов, приближающихся к оборудованию, с диспетчерского пункта информация поступает на индивидуальные средства позиционирования, которые применяются работниками организации при обходе рабочих мест.
Для осуществления оперативного управления и контроля производства работ на горно – транспортном оборудовании предусмотреть установку системы TPMS ural для контроля давления в шинах:
Автосамосвалы БелАЗ-75131 (5 шт)
Экскаваторы Komatsu PC-1800 (1 шт) + Komatsu PC-2000-8LS (1 шт)
Погрузочно-доставочные машины Komatsu WA-700 (1 шт) + VOLVO L-220 (1 шт) + HYUNDAY HL-770 (1 шт);
Бульдозеры Komatsu D-375А (1 шт)
Грейдеры Д3-98 (1 шт)
Краткая характеристика системы TPMS ural
Система TPMS ural на рынке является современной, предназначена для автоматического контроля давления в шинах автотранспорта при движении и во время стоянки. Система изготовлена из наиболее новейшей технологии электроники, обеспечивает наиболее простатою установку и эксплуатацию. Данная система будет включать в себя датчик Park Master , Контроллер ТРMS 6-13K ParkMaster. {5}
Краткие характеристики Датчика Park Master
Когда давление в шине опускается ниже порогового уровня, частота посылок передатчика резко возрастает, и он работает в таком режиме, пока не будет восстановлено нормальное давление в шине, характеристика приведена в таблице № 1.
Таблица 1
Рабочая частота |
433,92 МГц |
Дальность передачи сигнала при наличие прямой видимости |
30м |
Диапазон давления |
От 0,7 бар до 10 бар |
Период обновления данных при нормальном давлении |
5 минут |
Выдача сигнала при падении давления |
немедленно |
Источник питания |
Встроенная батарея 3В |
Диапазон рабочих температур |
От -40С до +60С |
Диапазон температур хранения |
От -40С до +85С |
Габариты |
28 х 26 |
Контроллер ТРMS 6-13K ParkMaster
Принимает сигналы от датчиков, обрабатывает и при падении давления воздуха в одной или нескольких шинах ниже определенного уровня включает световой и звуковой сигнал показывает неисправность на индикаторе и миганием красным цветом.
Питание монитора производится от сети автомобиля, характеристика приведена в таблице № 2.
Таблица 2
Единицы отображения давления на дисплее |
кПа или psi (по выбору) |
Напряжение питания |
12В |
Ток в рабочем режиме |
≤ 125 мА |
Первый пороговый уровень срабатывания (от первоначального давления) |
Минус 12,5% |
Второй пороговый уровень срабатывания (от первоначального давления) |
Минус 25% |
Размеры |
165х76х13 мм |
Преимущество данной системы при наличии на автомобильном транспорте датчиков давления воздуха в шинах позволяет:
предотвратить аварии
продлить срок службы шин
снизить расход топлива
Имеющееся недостатки данной системы:
дорогостоящие комплектующие;
Преимущества системы для водителя:
возможность за короткое время проверить давление во всех шинах перед выездом на рейс и даже при движении автомобиля
звуковую и световую сигнализацию при падении давления на 12,5%, на дисплее выводиться положение шины, величина давления
более интенсивную световую сигнализацию при падении давления на 25%
архивация информации для просмотра руководству.
Преимущества системы для руководства:
возможность экономии на шинах
возможность экономии на топливе
возможность выводов из набранной статистики;
общее повышение уровня эксплуатации транспорта.
Рассмотренный в данной статье материал доказывает, что проектирование системы контроля и учета автоматизированной системы на горно - транспортном оборудовании на базе системы TPMS ural имеет существенные преимущества и лидируют в перечне технических систем безопасности, предлагаемых на рынке. Данная система имеет огромные возможности для обеспечения автомобильного транспорта системами контроля для эффективной и безопасной эксплуатации транспорта.
Список литературы
Дрыгин М.Ю., Курышкин Н.П. Диагностика состояния тяжелой горной техники при планово-предупредительных ремонтах
Квагинидзе В.С., Петров В.Ф., Корецкий В.Б. Эксплуатация карьерного оборудования
«ИСУП», № 2(50) 2014 Автоматизированная система оперативно-диспетчерского управления горнотранспортным комплексом
Федеральные норма и правила при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599)
Официальный сайт компании TPMSural [Электронный ресурс]. http://www.alltpms.ru