Изменения в Российском экологическом законодательстве , вступившие в силу в 2019 году - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изменения в Российском экологическом законодательстве , вступившие в силу в 2019 году

Лебедева Е.Г. 1, Старостина И.А. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственный Университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждое технологически развитое государство сильно загрязняет окружающую среду. Антропогенное загрязнение негативно сказывается на всех оболочках Земли, включая литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу. Деятельность человека по отношению к природе носит агрессивный характер. На сегодняшний день Россия остается одним из самых загрязненных государств мира и сталкивается с множеством серьезных экологических проблем. Большую опасность представляет высокий уровень загрязнения атмосферы в результате выброса промышленными объектами и автомобильным транспортом загрязняющих веществ. Также за последние десятилетия ухудшилось общее состояниеводных ресурсов.Это происходит под влиянием хозяйственной деятельности, вследствие чего исчезают малые реки, некоторые территории испытывают нехватку воды. Ежегодно в России образуется более 5000 млн. тонн [3] отходов производства и потребления, 96% из которых отправляют на полигоны отходов для захоронения.

Решение экологических проблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на окружающую среду. Также нужны разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать у передовых российских и иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем.

Принципы экологической политики нашей страны определены в Конституции Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указами Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 31.08.2002 г. № 1225-р, а также Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.18) «Об отходах производства и потребления».

Основными направлениями политики России в области экологии являются [1]:

обеспечение устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды;

рациональное использование материальных и энергетических ресурсов

сохранение и восстановление окружающей среды.

Ключевыми приоритетами «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной указом Президента страны от 12.05.2009 г., являются обеспечение экологической безопасности и рациональное ресурсопользование.

В 2012 г. Президентом Российской Федерации утвержден ключевой документ, определивший основные направления деятельности в области охраны окружающей среды на долгосрочную перспективу – «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30.04.2012 г. № 1102-пр.)

Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.

С 1 января 2019 года, это противоречие устранено, однако, объем работы еще велик. Введение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ влечет за собой изменения 8 федеральных законов, а кроме того, требует принятия большого количества нормативных актов.

Большинство положений «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ вступили в силу с 1 января 2019 года, и это сильно меняет ситуацию в области экологического надзора. Целью проделанной работы является упрощение системы. Основная новация – разделение предприятий на четыре категории, которые различаются теперь по степени воздействия на окружающую среду–от минимального (четвертая категория) до значительного негативного воздействия на окружающую среду и принадлежности к областям применения наилучших доступных технологий (первая категория). Впервые упоминание о категорировании объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) появилось в Федеральном законе ФЗ-№ 7 «Об охране окружающей среды» еще в 2011г., но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не реализовалось. Присвоение объекту, оказывающему (НВОС), соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. При этом со временем категория может быть изменена – как в ту, так и в другую сторону. Предприятия первой категории частично переходят на технологическое нормирование и будут получать комплексное экологическое разрешение на допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водоемы и нормативы размещения отходов. При осуществлении деятельности на объектах четвертой категории представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов не требуются.

В случае если соблюдение нормативов выбросов загрязняющих веществ невозможно, на период поэтапного их достижения в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности предприятия. Срок ее реализации не может превышать семь лет и не подлежит продлению. Для градообразующих предприятий и производств, где заняты более пяти тысяч человек, срок реализации такой программы увеличен в два раза-до14 лет, но также не подлежит продлению [5].

Также в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов [7].

Согласно статье 18 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющим и хозяйственную деятельность на объектах I (в составе комплексного экологического разрешения) и II категорий (в составе декларации).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности [4]. Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

Также вводятся изменения в механизм взимания платы за (НВОС) на объектах III категории. Объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах проведения производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). То есть, повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывает форму декларации о воздействии на окружающую среду. Ее обязаны сдавать юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории. Соответствующие законодательные нормы введены с 1 января 2019 года Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»[6].

Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов», которая включена в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». В соответствии с положениями данной статьи, накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.

С 1 января 2019 года полностью меняется система обращения с отходами. Теперь оказана комплексная услуга «от бачка до полигона» и полностью ее будет контролировать региональный оператор [4]. Статья 24.6 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена пунктами 7, 8, 9, 10, в соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.

Экологическое законодательство постоянно изменяется, отталкиваясь от реальных преобразований в промышленности, сельском хозяйстве и заканчивая образованием отходов. Угнаться за новшествами непросто, именно поэтому природопользователи, экологи, промышленники, юристы, экономисты, общественность и др. должны совместно обсуждать текущие тенденции и разрабатывать системно грамотные решения.

Список литературы

Шубов Л.Я. Технология твердых бытовых отходов. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. – 400 с.

Оценка результативности и эффективности. Информация и статистика // сайт Министерства экологии и природопользования Московской области.– http://mep.mosreg.ru/dokume№ty/i№formaciya-i-statistika. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 10.11.18 г.

Указ Президента Российской Федерации № 176 от 19 апреля 2017 года О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

Поделили категории // Сайт «Эко Лайф» – http://www.ecolife.group/services/registratio№/obekty-№vos. Режим доступа: свободный. Дата обращения 11.11.2018.

Развитие экологического законодательства 2019: нововведения, которые нас ждут // сайт «Экопромцентр» – http://ecopromce№tr.ru/ecological-laws-2019. Режим доступа: свободный. Дата обращения 08.11.2018.

Экология производства // сайт «Экоиндустрия» –http://www.ecoi№dustry.ru/№ews/view/53383.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения 05.11.2018.

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления» // сайт «Газета Мышкинского района» Рубрика: Человек и закон – https://mishred.rbsmi.ru/articles/chelovek-i-zako№/s-1- ya№varya-2019-goda-vstupayut-v-silu-izme№e№iya-v-federal№om-zako№e-ob-otkhodakh-proizvodstva-i-p/. Режим доступа: свободный. Дата обращения 05.11.2018.

Просмотров работы: 4