На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствуют различные факторы. Государство создает специализированные учреждения и обучает новые кадры для помощи этой категории населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2017 года на территории Российской федерации проживают 12261 инвалид, из которых 636 детей с ограниченными возможностями, а на 1 января 2018 года 12111, из которых 651 ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, можем сделать вывод, что число детей и подростков с ограниченными возможностями увеличивается.
Государство заинтересовано в том, чтобы создать здоровое общество, для этого необходимо, чтобы все граждане были социализированы. Но, такая категория лиц, как дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, вследствие своего заболевания и определенной изолированности, отличаются определенными особенностями: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, неразвитостью адаптационных способностей. Все это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Для того, чтобы успешно адаптироваться в социальной среде дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья должны обладать социальными навыками и социальными коммуникациями.
Социальные навыки-это набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути, используется для жизни в обществе, устанавливает своё равновесие/
Социальные навыки, возможно, самые важные способности, которые могут понадобиться человеку в жизни. Люди-социальные существа и отсутствие хороших навыков общения может привести к одиночеству, что способствует развитию тревожных состояний и возникновению депрессии. И наоборот, хорошо развитые социальные навыки дают возможность завязывать знакомства с интересными людьми, добиваться той работы, которая нравится, укреплять личные отношения [4].
Для понимания динамики формирования развития социальных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено исследования в ОГКУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Подсолнух» в городе Ульяновск».
На начальном этапе осуществили наблюдение за детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 9 до 13 лет по следующим критериям: умение поддерживать диалог со сверстниками и специалистом, взаимодействовать с другими детьми в группе, умение рассказывать о своем самочувствии, настроении, эмоциональное состояние. Исходя из результатов наблюдения, был сделан вывод, что у клиентов реабилитационного центра недостаточно сформированы социальные навыки.
На следующем этапе была применена трудовая терапия как технология социальной работы. Трудовая терапия- это метод лечения, основанный на использовании трудовых процессов, главным образом для восстановления, развития и компенсации утраченных, либо исходно недостаточных функций. Она основана на тонизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Работа поднимает жизненный тонус. Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах. Этот метод позволяет организовывать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая при этом состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом, трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения.
По мнению О.С. Андреевой, «трудовая терапия-это один из методов медицинской реабилитации инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность» [1].
В процессе целенаправленной деятельности на базе трудовых мастерских решаются специфические задачи, направленные на восстановление тех или иных функций:
Развитие и восстановление сенсомоторики
Развития зрительного восприятия
Формирование функций руки как основы манипулятивной деятельности
Укрепление опорно-двигательного аппарата
Развитие памяти, внимания, мышления
Коррекция эмоционально-волевой сферы и поведения
Формирование навыков общения [5]
Занятия трудотерапией благотворно влияют на образование круга ценностей и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя этим налаживанию их взаимодействия с окружающим миром. В процессе терапии трудом, человек, который имеет инвалидность, овладевая различными приемами деятельности с профессиональной точки зрения, применяет самые расширенные возможности, а нехватка одних возмещается другими. Наиболее основными мероприятиями по применению трудовой терапии являются уборка помещения, ремонт книг, уборка территории, помощь в оформлении учреждения [2].
Дальнейшее наблюдение показало, что трудовая терапия благотворно влияет на детей и развитие социальных навыков. Видна заинтересованность в процессе работы, спокойное эмоциональное состояние ребенка.
Нельзя переоценивать важность формирования социальных навыков в условиях реабилитационного центра. Использование как индивидуального, так и группового подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов, приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей - все это способствует обеспечению максимально положительной динамики развития социальных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья [3].
Таким образом, важно отметить, применение методов технологии трудотерапии имеет существенный потенциал в процессе работы по развитию социальных навыков лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы
Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов / О.С. Андреева // М., 2013. – 122 с.
Антонов В.А. Социальная работа с инвалидами / В.А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов. Человек: его сущность, развитие и проблемы. / Б.А. Долгалев, В.Н. Ладикова // М.: 2013. - №1. – 268 с.
Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова // М:ИНФРА, 2013–400 с.
Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 15.01.2019 г.)