В статье представлен обзор дидактического потенциала электронного учебника для целей проведения аудирования на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах
Специфика обучения иностранному языку заключается в том, что обучающиеся, как правило, овладевают языком в искусственной языковой среде. Данная ситуация предполагает широкое использование компьютерных технологий и различных технических средств обучения. Поэтому вполне закономерно, что в преподавании иностранного языка новые возможности использования информационно-коммуникационных технологий нашли самое разнообразное применение. [1, с.389].
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество.
В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника (ЭУ). ЭУ позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить отработку и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и фонетические навыки у обучающихся.
ЭУ – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучающегося [2, с.34]. Рассмотрим некоторые особенности электронного учебника:
1. ЭУ должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие, к снижению уровня восприятия.
ЭУ должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG), использование ограниченной палитры цветов.
Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность обучающихся, улучшается качество знаний.
4. В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудиофрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.
5. ЭУ должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно наличие содержания с быстрым переходом на нужную главу или страницу.
6. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения информации на экране компьютера [2, с.18].
Выделяют три основных режима работы электронного учебника:
1. Обучение без контроля результатов.
2. Обучение с контролем, при котором в конце каждой главы обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.
3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки [3, с.25]. Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Выделяют следующие дидактические функции электронного учебника:
1. Информационная (наличие понятий и определений; предоставление сведений об учебном предмете с помощью текста, рисунков, схем, таблиц, аудио и видеофрагментов; освещение особенностей изучаемых объектов и явлений, параметров изучаемых объектов; наличие примеров, правил и т. д.).
2. Регулировочная (наличие перечня предварительных знаний и умений, необходимых для работы с электронным учебником; вопросы и задачи для самоконтроля готовности работы с учебником; вопросы и задачи для самоконтроля усвоения материала; наглядное представление структуры изучаемого материала; контрольные задания).
3. Справочная (обеспечение ориентации обучающихся в первоисточниках по данному предмету через предисловие, оглавление, предметный указатель, словарь терминов, таблицы и т. д.) [2, с. 17].
Реализация данных функций в электронном учебнике способствует повышению качества и результативности обучения. К достоинствам электронных учебников можно отнести:
1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучающегося.
2. Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучающегося, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Положительный эффект можно достигнуть с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.
Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
4. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний уровня учебника.
5. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний обучающихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.
6. Главное преимущество электронного учебника – это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимся и элементами учебника [3, с. 6].
Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.
Для развития навыков аудирования на уроках английского языка преподаватели все активнее применяют электронные учебники. Рассматривая аудирование как процесс смыслового восприятия речи, необходимо выделить два его уровня: сукцессивный и симультанный. Первый уровень связан с осмысливанием не только содержания речи, но и ее формы, а, следовательно, с преодолением фонетических и лексико-грамматических трудностей; второй - с преодолением трудностей содержательного, смыслового и психологического планов.
Различают два основных вида упражнений для обучения аудированию: тренировочно-коммуникативные (для преодоления языковых трудностей аудирования) и коммуникативно-познавательные (для обучения смысловому восприятию речи). Основной характеристикой тренировочно-коммуникативных упражнений является то, что содержание высказывания в них задано заранее. Внимание обучающихся концентрируется главным образом на языковых явлениях. Коммуникативно-познавательные упражнения предполагают оперирование усвоенным языковым материалом в речевой ситуации, имитирующей условия естественного общения. Названные два вида упражнений тесно взаимосвязаны. Их дозировка и сочетаемость зависят от этапа обучения, сложности учебного материала, конкретной практической задачи.
Целью тренировочно-коммуникативных упражнений является отработка понимания языковой формы диалогического и монологического сообщения, то есть того, что могло бы затруднить его восприятие и понимание. Этот вид упражнений строится на уровне значения слов, словосочетаний, фраз, несложных высказываний. Высказывания могут представлять собою одно-два диалогических единства, два-три логически связанных предложения [2, с. 21].
Тренировочно-коммуникативные упражнения являются необходимым этапом для обучения восприятию речи на уровне смысла. Коммуникативно-познавательные упражнения строятся на материале связного диалогического или монологического текстов в рамках, обусловленных ситуацией высказывания. Следует заметить, что значительную часть тренировочно-коммуникативных упражнений для аудирования можно выполнять во внеаудиторное время [2, с. 24].
Восприятие иноязычной речи в условиях естественной коммуникации предполагает наличие высокоавтоматизированных навыков и умений, которые включают: а) вычленение из речевого сообщения незнакомых явлений, их дифференциацию и уяснение; б) идентификацию диалогических и монологических речевых сообщений в различных условиях их предъявления; в) удержание в оперативной памяти высказываний различной длины и различного объема; г) соотнесение звуковых образов с семантическим значением речевых единиц. В системе тренировочно-коммуникативных упражнений, предназначенных для обучения аудированию, различают те же виды упражнений, что и для обучения говорению. Разница между ними заключается в том, что первые имеют своей целью обучение рецептивной стороне речевой деятельности, а вторые - репродуктивно-продуктивной [2, с. 25].
Тренировочно-коммуникативные упражнения представлены следующими видами: имитационные (простое, расширенное и избирательное воспроизведение), дифференцировочные (контрастное, простое и расширенное воспроизведение), подстановочные (с различными уровнями подстановочных элементов), трансформационные (преобразование формы, времени, лица и числа, расширение и соединение предложений).
В конце занятия проводится тест, с помощью которого определяют уровень овладения новым материалом. Главная цель второго занятия остаётся той же самой (первичное усвоение материала). Первая половина занятия посвящается фронтальному опросу обучающихся, дополнительным объяснением преподавателя, проверке домашнего задания. Для второй половины занятия следует подготовить задания для отдельных подгрупп обучающихся, учитывая результаты тестирования. Подгруппа обучающихся с низким уровнем развития языковых навыков продолжает работать над упражнениями той же сложности, в то время как подгруппы со средним и высоким уровнем подготовки приступают к более сложным упражнениям.
Коммуникационные упражнения на базе аудиозаписи, которые выполняются на данном этапе, имеют стабильную структуру: введение в ситуацию, демонстрация образцов иноязычного общения, восприятие и понимание, контроль и уточнение правильности понимания. На этом этапе обучающиеся должны закрепить в памяти речевые образцы, их фонетические, грамматические и лексические составляющие, приобрести автоматизированные навыки быстрого и безошибочного использовании их в общении.
Широкое использование аудиозаписей на этом этапе помогает обучающимся быстрее перейти от восприятия к формированию собственных речевых произведений. Аудиозапись дает особую психологическую установку, стимулирует к высказыванию. В системе тренировочных упражнений на аудирование различают: имитационное воссоздание речевых образцов и их компонентов, диалоговых реплик; имитационное воссоздание с дифференциацией отдельных языковых явлений; конструирование ответов аналогично заданным элементам; конструирование ответов с использованием трансформаций речевых паттернов и грамматических структур [3, с. 55].
Вся группа начинает работу с имитационных упражнений. Например: последовательное проговаривание за диктором отдельных слов, воссоздание фрагментов аудиозаписи, изложение отдельных фрагментов, и т.д. Обучающиеся с высоким уровнем языковой подготовки первыми переходят к упражнениям на дифференциацию. Затем они выполняют подстановочные и трансформационные упражнения на базе аудиозаписи. Примерами подстановочных упражнений могут быть: замена отдельных компонентов речевого образца, реплик диалога; завершение предложений и целых высказываний по аналогии. Трансформационные упражнения имеют такой характер: изложение содержания аудиозаписи от своего имени или от имени действующих лиц, пересказ её содержания в другом времени; пересказ содержания диалогов в форме рассказа. Все подгруппы обучающихся должны выполнять упражнения четырёх типов, но количество упражнений каждого типа и их сложность может варьироваться.
Литература
1. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 389–391.
2. Волков, С. В. Педагогические условия использования электронного учебника в образовательном процессе технического вуза: дис. канд. педагог.наук : 13.00.08 / С. В. Волков. – Ставрополь, 2003. – 150 с.
3. Вуль, В. А. Электронные издания [Электронный ресурс] / В. А. Вуль //Центр дистанционного образования МГУП / Учебник. – Режим доступа :http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm – Загл. с экрана.