ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Лисов П.Б. 1, Шубочкин И.В. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье представлен обзор дидактического потенциала электронного учебника для целей проведения аудирования на занятиях по иностранному языку в неязыковых вузах

Специфика обучения иностранному языку заключается в том, что обучающиеся, как правило, овладевают языком в искусственной языковой среде. Данная ситуация предполагает широкое использование компьютерных технологий и различных технических средств обучения. Поэтому вполне закономерно, что в преподавании иностранного языка новые возможности использования информационно-коммуникационных технологий нашли самое разнообразное применение. [1, с.389].

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество.

В настоящее время очень результативным и сравнительно доступным методом при обучении иностранным языкам является использование электронного учебника (ЭУ). ЭУ позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. С помощью электронного учебника можно наиболее эффективно проводить отработку и проверку таких видов речевой деятельности как аудирование и чтение, а также формировать и развивать грамматические, лексические и фонетические навыки у обучающихся.

ЭУ – компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучающегося [2, с.34]. Рассмотрим некоторые особенности электронного учебника:

1. ЭУ должен содержать минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие, к снижению уровня восприятия.

ЭУ должны содержать большое количество иллюстративного материала. Для ограничения объема учебника целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG), использование ограниченной палитры цветов.

Использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как в этом случае повышается заинтересованность обучающихся, улучшается качество знаний.

4. В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудиофрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизируя не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга.

5. ЭУ должен содержать гиперссылки по элементам учебника и, возможно, иметь ссылки на другие электронные учебники и справочники. Желательно наличие содержания с быстрым переходом на нужную главу или страницу.

6. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения информации на экране компьютера [2, с.18].

Выделяют три основных режима работы электронного учебника:

1. Обучение без контроля результатов.

2. Обучение с контролем, при котором в конце каждой главы обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.

3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки [3, с.25]. Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

Выделяют следующие дидактические функции электронного учебника:

1. Информационная (наличие понятий и определений; предоставление сведений об учебном предмете с помощью текста, рисунков, схем, таблиц, аудио и видеофрагментов; освещение особенностей изучаемых объектов и явлений, параметров изучаемых объектов; наличие примеров, правил и т. д.).

2. Регулировочная (наличие перечня предварительных знаний и умений, необходимых для работы с электронным учебником; вопросы и задачи для самоконтроля готовности работы с учебником; вопросы и задачи для самоконтроля усвоения материала; наглядное представление структуры изучаемого материала; контрольные задания).

3. Справочная (обеспечение ориентации обучающихся в первоисточниках по данному предмету через предисловие, оглавление, предметный указатель, словарь терминов, таблицы и т. д.) [2, с. 17].

Реализация данных функций в электронном учебнике способствует повышению качества и результативности обучения. К достоинствам электронных учебников можно отнести:

1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучающегося.

2. Возможность использования дополнительных средств воздействия на обучающегося, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Положительный эффект можно достигнуть с помощью звукового сопровождения, соответствующего учебному тексту.

Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.

4. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний обучающегося, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний уровня учебника.

5. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний обучающихся, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации.

6. Главное преимущество электронного учебника – это возможность интерактивного взаимодействия между обучающимся и элементами учебника [3, с. 6].

Вышеперечисленные достоинства электронного учебника позволяют эффективно использовать его в образовательном процессе.

Для развития навыков аудирования на уроках английского языка преподаватели все активнее применяют электронные учебники. Рассматривая аудирование как процесс смыслового восприятия речи, необходи­мо выделить два его уровня: сукцессивный и симультанный. Первый уровень связан с осмысливанием не только содержания речи, но и ее формы, а, следова­тельно, с преодолением фонетических и лексико-грамматических трудностей; второй - с преодолением трудностей содержательного, смыслового и психологи­ческого планов.

Различают два основных вида упражнений для обучения ауди­рованию: тренировочно-коммуникативные (для преодоления языковых трудно­стей ауди­рования) и коммуникативно-познавательные (для обучения смыслово­му восприя­тию речи). Основной характеристикой тренировочно-коммуникатив­ных упражнений является то, что содержание высказывания в них задано зара­нее. Внимание обучающихся концентрируется главным образом на языковых явле­ниях. Коммуникативно-познавательные упражнения предполагают оперирова­ние усвоенным языковым материалом в речевой ситуации, имитирующей усло­вия естественного общения. Названные два вида упражнений тесно взаимосвя­заны. Их дозировка и сочетаемость зависят от этапа обучения, сложности учеб­ного материала, конкретной практической задачи.

Целью тренировочно-комму­никативных упражнений является отработка понимания языковой формы диалогического и монологического сообщения, то есть того, что могло бы за­труднить его восприятие и понимание. Этот вид упражнений строится на уров­не значения слов, словосочетаний, фраз, несложных высказываний. Высказыва­ния могут представлять собою одно-два диалогических единства, два-три логи­чески связанных предложения [2, с. 21].

Тренировочно-коммуникативные упражнения являются необходимым этапом для обучения восприятию речи на уровне смыс­ла. Коммуникативно-познавательные упражнения строятся на материале связ­ного диалогического или монологического текстов в рамках, обусловленных си­туацией высказывания. Следует заметить, что значительную часть тренировоч­но-коммуникативных упражнений для аудирования можно выполнять во внеау­диторное время [2, с. 24].

Восприятие иноязычной речи в условиях естественной комму­никации предполагает наличие высокоавтоматизированных навыков и умений, которые включают: а) вычленение из речевого сообщения незнакомых явлений, их дифференциацию и уяснение; б) идентификацию диалогических и монологи­ческих речевых сообщений в различных условиях их предъявления; в) удержа­ние в оперативной памяти высказываний различной длины и различного объема; г) соотнесение звуковых образов с семантическим значением речевых единиц. В системе тренировочно-коммуникативных упражнений, предназначен­ных для обучения аудированию, различают те же виды упражнений, что и для обучения говорению. Разница между ними заключается в том, что первые име­ют своей целью обучение рецептивной стороне речевой деятельности, а вторые - репродуктивно-продуктивной [2, с. 25].

Тренировочно-коммуникативные упражнения представлены следующими видами: имитационные (простое, расширенное и избирательное воспроизведение), дифференцировочные (контрастное, простое и расширенное воспроизведение), подстановочные (с различными уровнями подстановочных элементов), трансформационные (преобразование формы, вре­мени, лица и числа, расширение и соединение предложений).

В конце занятия проводится тест, с помощью ко­торого определяют уровень овладения новым материалом. Главная цель второго занятия остаётся той же самой (первичное усвоение материала). Первая половина занятия посвящается фронтальному опросу обучающихся, допол­нительным объяснением преподавателя, проверке домашнего задания. Для вто­рой половины занятия следует подготовить задания для отдельных подгрупп обучающихся, учитывая результаты тестирования. Подгруппа обучающихся с низким уровнем развития языковых навыков продолжает работать над упражнениями той же сложности, в то время как подгруппы со средним и высоким уровнем под­готовки приступают к более сложным упражнениям.

Коммуникационные упражнения на базе аудиозаписи, которые выполняются на данном этапе, имеют стабильную структуру: введение в ситуацию, демонстрация образцов иноязычного общения, восприятие и понимание, контроль и уточне­ние правильности понимания. На этом этапе обучающиеся долж­ны закрепить в памяти речевые образцы, их фонетические, грамматические и лексические составляющие, приобрести автоматизированные навыки быстрого и безошибочного использовании их в общении.

Широкое использование аудиозаписей на этом этапе помогает обучающимся быстрее перейти от восприятия к формированию собственных речевых произведений. Аудиозапись дает особую психологическую установку, стимулирует к высказыванию. В системе тренировочных упражнений на аудирование различают: имитационное воссоздание речевых образцов и их компонентов, диалоговых реплик; имитационное воссоздание с дифференциацией отдельных языковых явлений; конструирование ответов аналогично заданным элементам; конструирование ответов с использованием трансформаций речевых паттернов и грамматических структур [3, с. 55].

Вся группа начинает работу с имитационных упражнений. Например: последовательное проговаривание за диктором отдельных слов, воссоздание фрагментов аудиозаписи, изложение отдельных фрагментов, и т.д. Обучающиеся с высоким уровнем языковой подготовки первыми переходят к упражнениям на дифференциацию. Затем они выполняют подстановочные и трансформационные упражнения на базе аудиозаписи. Примерами подстановочных упражнений могут быть: замена отдельных компонентов речевого образца, реплик диалога; завершение предложений и целых высказываний по аналогии. Трансформационные упражнения имеют такой характер: изложение содержания аудиозаписи от своего имени или от имени действующих лиц, пересказ её содержания в другом времени; пересказ содержания диалогов в форме рассказа. Все подгруппы обучающихся должны выполнять упражнения четырёх типов, но количество упражнений каждого типа и их сложность может варьироваться.

Литература

1. Алешкина, О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе / О. В. Алешкина // Молодой ученый. – 2012. – № 11. – С. 389–391.

2. Волков, С. В. Педагогические условия использования электронного учебника в образовательном процессе технического вуза: дис. канд. педагог.наук : 13.00.08 / С. В. Волков. – Ставрополь, 2003. – 150 с.

3. Вуль, В. А. Электронные издания [Электронный ресурс] / В. А. Вуль //Центр дистанционного образования МГУП / Учебник. – Режим доступа :http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook119/01/part-010.htm – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 5