В связи с развитием российской экономики возрастают общественные потребности и соответственно возрастают недостаточность возможностей государственного (бюджетного) финансирования и в то же время имеются крупные инвестиционные проекты, реализация которых вследствие их масштабности и коммунальной значимости не могут быть реализованы с помощью только частного бизнеса.
За последние годы существенно ухудшилось состояние основных фондов ЖКХ. В связи с этим, в качестве одного из важнейших механизмов привлечения частного капитала для решения проблем в жилищно–коммунальном хозяйстве все чаще рассматриваются государственно-частное партнерство – некий симбиоз государства и бизнеса.
В самом широком понимании государственно-частное партнерство рассматривается как любое возможное взаимодействие бизнеса, органов власти и общества. На практике же гораздо чаще применяется более узкий подход, когда ГЧП понимается как равноправное взаимовыгодное сотрудничество между государством и частным бизнесом в процессе обустройства общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг при условии разделения рисков и ответственности.
При всем многообразии моделей и механизмов ГЧП, существуют некоторые особенности, которые позволяют рассматривать партнерство как самостоятельный юридический термин.
В зарубежной практике существует положительный опыт реализации проектов ГЧП при решении глобальных социально-экономических задач. Данная практика позволяет сделать вывод, что основным различием в проектах, выступает количество обязательств, которые берут на себя партнеры.
ГЧП имеет широкий спектр различных форм:контракты,арендные и лизинговые отношения, концессия (концессионное соглашение, соглашение о разделе продукции (СРП)), государственно-частные предприятия, особые экономические зоны.
Выбор одной из многочисленных моделей ГЧП производится в зависимости от того, в каких сферах реализуется соглашение. Если рассматривать мировой опыт реализации партнерских проектов, то можно констатировать, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность. При выборе формы ГЧП в первую очередь рассматривается экономическая целесообразность, в частности:
- свобода договорного регулирования (отсутствие типовых форм договоров);
- повышение привлекательности для кредиторов (отсутствие ограничений в отношении некоторых инструментов обеспечения);
- возможность эффективного регулирования конкурсных процедур на региональном уровне.
В России государство и частные партнеры часто допускают просчеты в эффективности использования проектов ГЧП в сферах жилищно-коммунального хозяйства. Часто возникает вопрос с удорожанием проектов по сравнению с первоначальной стоимостью. Одним из наиболее важных моментов в ГЧП является распределение возможных рисков между сторонами партнерства, с которыми сталкиваются участники проектов в процессе реализации проекта.
Проанализировав преимущества и риски при выборе формы ГЧП, можно сделать вывод, что в современных российских реалиях оптимальной формой государственно-частного партнерства следует признать концессию в виде создания вертикально-интегрированных структур, деятельность которых находилась бы под жестким контролем государства.
Изучив зарубежный и российский опыт применения ГЧП, можно сделать вывод, что в России не в полной мере реализуется механизм привлечения инвестиций частного сектора при взаимодействии с государством, которое способно оказывать финансовую помощь и готово принять на себя часть рисков. Для более эффективного использования ГЧП необходим более профессиональный подход к отбору форм финансирования и реализации проектов.
Существует ряд недостатков, препятствующих развитию ГЧП в регионах: отсутствие квалифицированно подготовленных проектов; недостаточная квалификация кадров; предпочтение модели использования бюджетного финансирования; отсутствие на местах координации в деятельности министерств и ведомств, отвечающих за соответствующие инвестиционные проекты; разнобой в разработке нормативно-правовых актов по ГЧП.
С целью преодоления перечисленных проблем в составе ОГМУ целесообразно создавать специальные агентства по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП (региональные центры ГЧП).
Представители органов власти рассматривают ГЧП как партнерство государства и бизнеса на определенных условиях в течение определенного периода времени с разделением рисков и объединением ресурсов с целью реализации конкретных проектов. На данном этапе ГЧП является одним из наиболее перспективных направлений в области инвестиционной политики региона. Из существующих механизмов ГЧП в части финансирования в области используются Федеральные целевые программы, Инвестиционный фонд. В качестве правовой основы использованы инвестиционные соглашения.
Обязательным условием партнерства является необходимость совпадения интересов у обоих партнеров и результат их совместной работы наиболее эффективно решить стоящую перед ними задачу.
Таким образом, можно утверждать, что заключенный договор ГЧП является конечной юридической формой согласования интересов (инвестиционный, концессионный, договор о создании особой экономической зоны и т.п.). Этот договор должен иметь четкую и прозрачную законодательную базу и безусловную судебную защиту.
Каждый участник проекта вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны частного бизнеса наиболее важное место в проекте состоит в привлечении финансовых ресурсов, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с привлеченным капиталом из зарубежных стран.
Со стороны государства, положительным моментом является то, что в ГЧП оно приобретает возможность соблюдать общественные интересы, вести контроль над исполнением проектов, при этом финансовые риски распределяются в сторону частного бизнеса.
Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.
Таким образом, можно выделить следующие ключевые принципы понимания термина ГЧП:
ГЧП предполагает официальные отношения договоренности между государственными и частными участниками экономического процесса, которые фиксируются нормативно-правовыми документами и регламентами, в частности в них должны быть отражены институциональные основы его реализации;
Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) рассматриваются не только несущими регулятивную функцию, но и равноправными участниками инвестирования крупных проектов совместно с представителями частного капитала;
Проекты государственно-частного партнерства, прежде всего, реализуют общественные интересы, формируемые на основе общегосударственных общественно полезных целей;
ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.
Предмет государственно – частного партнерства – государственная или муниципальная собственность или сфера государственной ответственности. Частный бизнес в рамках партнерства как бы « нанимается государством» на условиях распределения рисков, разделения затрат и вознаграждения для исполнения тех полномочий, которые закреплены за органами государственной и муниципальной власти.
Многие специалисты разделяют государственно-частное и частно-государственное партнерство. Во втором случае проекты базируются уже на частной собственности, и все связанные с этими проектами программы госпомощи, такие как льготное кредитование, субсидирование и другие, нужно рассматривать именно как ЧГП.
В сегодняшней России бизнес склонен любой проект, в котором задействовано государство, считать ГЧП, предъявляя к государству слишком высокие требования. Впрочем, и государство, зачастую, рассматривает бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако, это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто умеет наиболее эффективно ими управлять.
Смысл ГЧП как раз и заключается в достижении синергетического эффект от партнерства. И если основным преимуществом бизнеса является обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет большей эффективности их использования, то государство может гарантировать возвратность инвестиций на достаточно продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов.
Государство при всех условиях остается субъектом публично-правовых отношений. Это обстоятельство оказывается ключевым и для гражданско-правовых отношений, в которые государство как суверен не может выступать в качестве рядового субъекта гражданского права. Именно поэтому нельзя ставить вопрос об изначальном равноправии государственного и частного партнеров в проектах ГЧП. Такое равноправие наступает только тогда, на основе суверенных прав государства в соглашении о ГЧП определены условия и особенности реализации гражданско-правовых отношений. Иными словами, государство как суверен становиться особым субъектом гражданского права.
Это выражается, во-первых, в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений; во-вторых, оно сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты, это равенство игнорирующее.
В соответствии с этим проекты ГЧП представляют собой совершенно особую модель взаимодействия интересов и правовых основ партеров. Во-первых, государство является носителем общественно значимых интересов и целей. Во-вторых, оно заинтересованно как в эффективности общих результатов проекта ГЧП, так и в достижении собственного коммерческого эффекта. С другой стороны частный партнер преследует цель максимизации прибыли. Поэтому обоих партнеров будет интересовать вопрос и возможных рисках и о разделении прав и ответственности между сторонами.
Таким образом, ГЧП выгодно и частным компаниям, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты ГЧП имеют значительный социальный эффект одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию общественных интересов.
Литература:
Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России// Право и экономика. – 2013. - №8. ISSN 0869-7671
Сучкова В.А. Государственно-частное партнерство в коммунальной сфере в условиях кризиса// Корпоративный юрист. – 2009. - №5.
Телегин В.А. Отработка механизма привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры региона // Вестник университета, № 6, 2010. ISSN 2073-9338