В настоящее время активно разрабатываются компьютерные инструментальные средства для ведения учебных курсов. Практически по всем направлениям учебных дисциплин создаются электронные учебники: по архитектуре, алгоритмизации, базам данных, компьютерной графике, английскому языку, истории и т. д. Однако создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств является непростой задачей.
Индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости. В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепции построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников.
Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между учащимся и компьютером. Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст и статичные картинки, но и звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели и т. д. Это позволяет заинтересовать учащегося изучаемым предметом, сделать материал более наглядным. Стоит отметить, что электронный учебник предназначен для обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.
Электронный учебник в большей степени – инструмент обучения и познания, а его структура и содержание зависят от целей его использования. Он и репетитор, и тренажер, и самоучитель [2].Например, существуют электронные учебники-репетиторы по математике [3], русскому языку, истории и др., учебники-тренажеры по правилам дорожного движения [1], учебники-самоучители для изучения языков программирования.
В нашей работе под электронным учебником понимается компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Разработка ЭУ происходит в 8 этапов [2]:
Выбор источников.
Разработка оглавления и перечня понятий.
Переработка текстов в модули по разделам.
Реализация гипертекста в электронной форме.
Разработка компьютерной поддержки.
Отбор материала для мультимедийного воплощения.
Подготовка материала для визуализации.
Визуализация материала.
Для создания электронных учебников существует множество специальных программ с разными возможностями. Они бывают сложными и простыми в освоении, большими и маленькими, платными и бесплатными.
Электронный учебник «Основы теории информации» (рис. 1) будет разрабатываться в программе NVU, так как она имеет ряд достоинств:
NVU- это визуальный, то есть WYSIWYG редактор (аббревиатура What You See Is What You Get –«что видите, то и получите»);
программа находится в свободном доступе, ее без каких-либо проблем можно использовать на домашнем ПК или установить на рабочем месте;
программа удобна и проста в освоении, имеет русский интерфейс: все кнопки, подсказки, даже справка представлены на русском языке;
возможно использование таких элементов как изображения, таблицы, формы, ссылки и некоторые другие;
возможность использования мультимедиа;
возможность правки кода HTML и CSS напрямую;
наличие свойств для всех элементов, в которых можно настроить нужный вид или параметры элементами;
большое разнообразие шрифтов для текста, есть обычные инструменты редактирования текста, такие как центровка, стиль (жирный, курсив, подчеркивание) и т.д.
Рис. 1. Страница ЭУ, перекомпилированная
в программе EBookMaestro
В нашем учебнике присутствуют все необходимые компоненты: титульная страница, оглавление, теоретический блок, система проверки знаний (тесты, лабораторные работы), список дополнительной литературы, глоссарий. Также вставлены схемы, формулы, изображения, документы *.xls, *.doc, *.pdf. Материал структурирован и разбит на замкнутые по содержанию разделы. Система ссылок по разработанному электронному учебнику развита хорошо. Можно настроить обратную связь в программе eBookMaestro путем указания при упаковке учебника адреса электронной почты. После упаковки учебника с помощью компилятора теряется возможность копирования текста.
Таким образом, можно сказать, что созданный учебник «Основы теории информации» в целом соответствует требованиям, предъявляемым электронным учебникам и его можно использовать в учебном процессе для изучения указанного курса для направления 09.03.02 Прикладная информатика (в экономике) среднего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Акимова Н.Н. Современные технологии обучения: электронные тренажеры. [Электронный ресурс] URL: http://www.tacis-dipol.ru/blog/elektronnye-trenazhery/, (дата обращения: 16.12.2017).
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2007. 192 с.
Каримуллина Р.Р. Электронный учебник по математике (репетитор). [Электронный ресурс] URL: http://rezeda-karimullina.ru/ucheb, (дата обращения: 16.12.2017).