«Музыка обладает магической силой – вдруг собирает рассеянные мысли и дает покой встревоженной душе», так писал У. Конгрив. Постепенно накапливаются научные данные подтверждающие знание о том, что музыка – мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Целью данного исследования было изучение влияния музыки на физиологические когнитивные функции у обучающихся медицинского колледжа. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить литературу о влиянии музыки на человека, провести тестирование и прослушивание разных стилей музыки среди студентов Стерлитамакского медицинского колледжа. В данной работе использовались методы: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ. Для участия были выбраны 15 студентов. Возраст испытуемых: 15 – 18 лет. Участникам исследования предлагалось прослушать музыку 3 жанров: рок-музыка, поп-музыка, классика. Во время прослушивания музыки измеряли давление и пульс. Для исследования влияния разных жанров на результативность и работоспособность учащихся, мы провели тестирование с прослушиванием музыки.
При прослушивании рок-музыки результаты наших исследований показали, что давление в среднем увеличилось у 40% учащихся, а пульс у 88%, следовательно прослушивание тяжелого рока приводит к увеличению давления и учащению пульса, при этом у людей возникает чувство раздражения и агрессии. Во время прослушивания классических произведений, лёгкой музыки, у испытуемых наблюдалось снижение давления, уменьшалась частота пульса, улучшалось настроение. При прослушивании поп-музыки в среднем давление увеличилось у 25% учащихся, а пульс у 40%. Музыка оказала воздействие не только на пульс и давление, но и на психологическое настроение.
Следующим этапом работы явилось тестирование. Выполняя предложенные задания учащиеся слушали разные музыкальные отрывки. При прослушивании рок-музыки учащиеся допустили намного больше ошибок, чем в остальных случаях, из этого следует, что рок-музыка негативно повлияла на работоспособность учащихся. При прослушивании классики ошибок наблюдалось меньше всего, это значит, что классика позитивно повлияла на выполнение предложенных заданий. Таким образом, мы подтвердили, что разные музыкальные жанры по-разному влияют на психо-эмоциональное состояние студентов.
Выражаю благодарность за помощь в подготовке и проведении работы: преподавателю биологии Стерлитамакского медицинского колледжа Дружининой Татьяне Ивановне и доценту ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, к.б.н. кандидату биологических наук Тихомировой Галине Михайловне.