Формирование мотивации у спортсменов с инвалидностью к занятиям бочча - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Формирование мотивации у спортсменов с инвалидностью к занятиям бочча

Слепцов И.А. 1, Корельская И.Е. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о формировании мотивации к занятиям спортивной деятельностью людей с поражением опорно – двигательного аппарата. Занятия спортом оказывают положительный эффект на развитие координационных возможностей и навыков, а также психоэмоционального состояния у спортсменов с поражением опорно – двигательной системы и детского церебрального паралича.

На сегодняшний день проблема адаптации и социализации людей с детским церебральным параличом (ДЦП) становится все более актуальной в обществе. У лиц, страдающих этим заболеванием, снижены способности к обучению, приобретению профессии, также человек, имеющий диагноз детского церебрального паралича, теряет экономическую и бытовую независимость, поэтому проблема реабилитации и адаптации людей к обществу в настоящее время приобретает социальное значение. Так, впервые с 2006 года Минздравсоцразвития РФ отметил тенденцию к росту числа людей с ДЦП, распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП). Разумеется, это цифры весьма приблизительные, т. к. на 100 тысяч детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и можно считать, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 980 тысяч инвалидов с ДЦП (хотя частота рождения таких детей, там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения). В России частота появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0—6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений [3].

В настоящее время существует много статей, в которых рассматривается вопрос реабилитации и адаптации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через занятия спортивной деятельностью. Актуальной задачей становиться моделирование процесса адаптивной спортивной деятельности.

В данной статье мы рассмотрим вопрос о формировании мотивации к занятиям спортивной деятельностью людей с поражением опорно – двигательного аппарата на примере спортивной игры бочча.

Бочча — вид спорта для людей с инвалидностью, передвигающихся на колясках, имеющих тяжелые двигательные нарушения, с 1984 года входящий в программу Паралимпийских Игр. Цель игры заключается в метании шара по цели, кто ближе окажется к центру, тот больше наберет очков и победит. Данный вид спорта влияет на поддержание мышечного тонуса, позволяет укрепить и сделать позвоночник подвижнее, развивает меткость, координацию, стратегию, а также психологическую стабильность. Это отличная возможность для общения инвалидов, способ их социализации, помогает найти новых друзей и знакомых, почувствовать вкус жизни, радость победы и горечь поражения, и хотя бы на миг забыть о недуге. Этот вид спорта не травматичен, и им можно заниматься в любом возрасте [5].

Игроки бочча делятся на четыре класса. BC1, BC2 и BC3 - для игроков с ДЦП, BC4 - для игроков с другими неврологическими отклонениями, имеющими сходный с ДЦП эффект (мышечная дистрофия, мозговая травма и т.п.).

BC1 - игроки с ДЦП гиперкинезной формой, двигательными дисфункциями всех конечностей. Игроки этого класса вбрасывают мяч в игру рукой или ногой. Они могут пользоваться помощью ассистента, который стоит за спиной играющего, за пределами площадки. Помощь заключается в корректировке положения коляски игрока и в подаче ему мячей, когда это необходимо.

ВC2 - игроки с ДЦП локомоторными нарушениями с бедными динамическими функциями, особенно верхние конечности. Игроки этого класса вбрасывают мяч рукой. Помощь ассистента не предусмотрена.

BC3 – Игроки с ДЦП этого класса имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей. Для вбрасывания мяча на корт они пользуются специальными приспособлениями (желоба, скаты) во время игры разрешается помощь ассистента.

BC4 - Игроки этого класса имеют тяжелую форму нарушения двигательных функций всех четырех конечностей, контроль туловища также затруднен. Однако, эти спортсмены демонстрируют хорошую способность вбрасывания мяча на корт. Помощь ассистента не предусмотрена [6].

Бочча объединяет спортсменов с различными формами нарушений, способствует развитию координационных и кондиционных способностей, содействует получению необходимых знаний в области физической культуры, способствует воспитание мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой, сознательному применению физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

Цель данной работы — проанализировать мотивацию спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча.

Выявление перечня мотивов к занятиям бочча осуществлялось путем интервьюирования и анкетирования спортсменов спортивно-оздоровительных клубов инвалидов Шуйского филиала Ивановского государственного университета и спортсменов с инвалидностью Архангельской региональной общественной организации «Федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорта слепых и спорта лиц с интеллектуальными нарушениями».

В результате проведённых опросов был составлен следующий перечень мотивов:

1) получение новых впечатлений (чувство соперничества, победы);

2) воспитать в себе морально-волевые качества;

3) желание найти друзей, товарищей;

4) стремление показать свои способности;

5) желание подыскать себе занятие вне дома;

6) сформировать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

7) стремление вести здоровый образ жизни;

8) улучшить состояние здоровья;

9) возможность выбраться из «четырех стен»;

10) стремление доказать, что ты способен на большее;

11) стремление к самоутверждению (получение разряда, звания);

12) желание быть полезным обществу;

13) бочча — это единственный вид адаптивного спорта, где я могу себя проявить.

На основе полученного перечня была разработана еще одна анкета, с помощью которой в дальнейшем оценивалась приоритетность мотивов и структура мотивации спортсменов-боччистов.

Респондентам предлагалось оценить степень значимости мотивов по 10-балльной шкале (1 балл — минимум, 10 баллов — максимум). При этом ответы были разделены на группы: 9–10 баллов — «исключительно важно», 7–8 баллов — «очень важно», 5–6 баллов — «довольно важно», 3–4 балла — «не очень важно», 1–2 балла — «абсолютно не важно».

Анкетирование проводилось в период проведения соревнований на Кубок России по бочча в г. Алексин в октябре 2014 года и на региональном Фестивале бочча в г. Архангельск в апреле 2017 года. В исследовании приняли участие спортсмены и тренеры команд бочча из разных городов.

Всего в анкетировании приняли участие 54 респондента.

Полученные данные были статистически обработаны с помощью метода средних величин [11] (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows).

Результаты математико-статистической обработки данных о степени значимости мотивов к занятиям бочча для спортсменов с поражением опорно- двигательного аппарата оказались весьма значимы.

Анализ полученных данных показал, что ни один из приведенных мотивов не был отнесён спортсменами-боччистами к категориям «не очень важно» — 3–4 балла, и «абсолютно не важно» — 1–2 балла.

Оценку «довольно важно» — 5–6 баллов получил мотив «бочча — единственный вид адаптивного спорта, где я могу себя проявить». Часть опрошенных отмечает этот мотив как незначимый, другая, большая часть респондентов относит его к категориям «очень важно» и «исключительно важно».

Полученные результаты можно объяснить исходя из характеристики вида спорта бочча и особенностей спортсменов с поражением опорно-двига­тельного аппарата. Бочча — вид адаптивного спорта для людей с серьёзной двигательной дисфункцией во всех конечностях церебрального или не цере­брального происхождения, которые в повседневной жизни для перемещения используют инвалидную коляску, при этом часто не в состоянии ею управ­лять без посторонней помощи. В бочча выделяют индивидуальные, парные и командные дисциплины [7].

Очевидно, что люди, имеющие поражение опорно-двигательного аппарата, испытывают трудности, связанные с перемещением в пространстве. Вследствие этого, они реже выходят из дома, получают меньше новых впечатлений и могут испытывать дефицит общения по сравнению со здоровыми людьми или людьми с инвалидностью других нозологических групп. Кроме этого, они часто зависимы от ассистента, а это вызывает стремление сделать что-то самостоятельно, преодолеть ограничения, наложенные их патологией. Наиболее значимые такие мотивы, как «получение новых впечатлений (чувство соперничества, победы)», «воспитать в себе морально-волевые качества», «желание найти друзей, товарищей», «стремление показать свои способности», «желание подыскать себе занятие вне дома», то есть мотивы самоутверждения, социализации и общения.

Результаты, полученные в нашем исследовании, в некоторой степени согласуются с данными изучения мотивации к спортивной деятельности у здоровых спортсменов. М. А. Кузьмин [2] установил, что у тех, кто занимается игровыми видами спорта, имеют более высокую «мотивацию общения», по сравнению с представителями других видов спорта. Спортсмены-боччисты также отнесли мотив «желание найти друзей, товарищей» к категории очень важных.

Сравнение полученных нами результатов с данными аналогичного исследования, проведённого со спортсменами, имеющими поражение опорно- двигательного аппарата, занимающимися русским жимом (силовой вид спорта) показало, что мотивация к спортивной деятельности людей с инвалидностью одной нозологической группы, но разных групп видов спорта очень близка. Авторами было показано, что занимающиеся русским жимом, как и боччисты, рассматривают занятия избранным видом спорта «как реальный путь к самоутверждению, социальной адаптации и интеграции в общество, способ получения новых впечатлений» [8]. Если сравнивать мотивы боччистов и спортсменов с инвалидностью другой нозологической группы (глухие и слабослышашие), но игрового вида сорта (волейбол), они существенно отличаются. Для волейболистов наиболее важными являются достижение наивысших результатов в спорте и самореализация в спортивной деятельности, то есть мотивы самоутверждения, как и у спортсменов с поражением опорно- двигательного аппарата. При этом мотивы общения, очень важные для боччистов, не являются для волейболистов значимыми [4].

Таким образом, в результате исследования впервые определены мотивы, побуждающие людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям бочча. Установлено, что мотивация спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча определяется не спецификой вида адаптивного спорта, а особенностями образа жизни, связанными с их патологией. Основу мотивации, побуждающей спортсменов с инвалидностью заниматься бочча, составляет реализация потребности в новых впечатлениях, самоутверждении, социализации и общении. Полученные данные могут быть использованы для улучшения качества учебно-тренировочного процесса боччистов разного возраста, а также для привлечения людей с поражением опорно-двигательного аппарата к занятиям бочча.

Список литературы

Николаев, А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / А. Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 30-й науч. конф.; под ред. А. Н. Николаева; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 2003. – Вып. 7. – С. 55–58.

Кузьмин, М. А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (84). – С. 84–89.

Махов, А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: моногр. / А. С. Махов. – М. : РУДН, 2011. – 196 с.

Антонов, А. А. Особенности мотивации лиц с нарушением слуха к занятиям ринк-бенди / А. А. Антонов // European Social Science journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 3 (41), т. 1. – С. 106–109.

Козлова, М. А. Мотивация и интерес учащихся с опорно-двигательными патологиями к занятиям адаптивной физической культурой / М. А. Козлова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – Т. 2, № 1. – С. 13–16.

Классификация [Электронный ресурс] // Федерация бочча лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. – Режим доступа: http://bocciarus.ru/page/23/ (дата обращения: 16.04.2015).

Правила бочча [Электронный ресурс] // Федерация бочча лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. – Режим доступа: http://bocciarus.ru/page/24/ (дата обращения: 16.04.2015).

Корнева, М. А. Особенности мотивации спортсменов - инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата / М. А. Корнева, А. С. Махов, О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 6. – С. 55–58.

Просмотров работы: 153