Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением в образовательных учреждениях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением в образовательных учреждениях

Куклева Ю.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процессы развития человека общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нем потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

Мардахаев Л.В. считает, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова: в широком смысле слова – обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [3, с.69].

Новым элементом в системе социального обслуживания становится «социальное сопровождение» согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», суть которого заключается в оказании содействия гражданам посредством межведомственного взаимодействия в получении различного вида услуг: юридических, медицинских, психологических, педагогических, а также социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Казакова Е.И. под социально-педагогическим сопровождением понимает: оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мульти-дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [2, с.73].

Проанализировав понятия социально-педагогического сопровождения, и выделив их общие черты, можно сформулировать следующее определение: социально-педагогическое сопровождение - это определенная система профессиональной деятельности специалиста, направленная на создание социально-педагогических условий с целью эмоционального формирования детей в моментах взаимодействия его с обществом.

В современной системе образования России в последнее десятилетие складывается особая культура поддержки и помощи ребенку – социально -педагогическое сопровождение. Разрабатываются различные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, включающая в себя психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия. Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в трудной ситуации может рассматриваться как сопровождение отношений, их развитие, коррекция, восстановление. В настоящее время понятие социально-педагогического сопровождения используется достаточно широко. Все большее значение приобретают представления о социально-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности социального педагога, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка [1, с.156].

Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением имеет две основные составляющие:

- выявление детей этой категории в детской среде

- непосредственное индивидуальная работа с детьми.

В процессе социально-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением возникает ряд проблем, требующие для их решения участие разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога по индивидуальному социально-педагогическому сопровождению детей должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические технологии;

- социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей с девиантным поведением, диагностику их проблем, разработку программ индивидуальной и групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Индивидуальная социально-педагогическая работа — это деятельность профессионалов, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющая ценности, помогающая детям и молодежи, а также их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими проблемами и проблемами развития. Она реализуется при непосредственном взаимодействии с клиентами в ситуации «лицом к лицу», «один на один». Выделяются следующие группы клиентов, с которыми работают современные специалисты в области помогающих профессий:

индивиды, центрированные на своих повседневных проблемах и своей личности: профессионал выступает в качестве фасилитатора, помогающего клиенту сформировать или определить подходы к идентичности;

индивиды, имеющие проблемы с общением, поскольку не развиты социальные компетенции, что приводит к проблемам в жизнедеятельности в обществе, в системе социальных связей и отношений.

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующий более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в общество.

Литература:

1.Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы /М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2000. – 298 с.

2.Казакова Е.И. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб.: Питер, 1998.- 245 с.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

Просмотров работы: 336