АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ПРИЧИНАХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ПРИЧИНАХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Абрамова О.А. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их персональными особенностями и с теми жизненными и бытовыми условиями, в которых проходит становление и развитие личности таких школьников. Важным из данных условий педагогика считает воспитание и обучение ребят в школе. Данная проблема подразумевает изучение широкого круга общественных вопросов и социальных задач и предполагает рассмотрение всех социально-психологических аспектов, связанных с индивидуумом и личностью человека. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутри личностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями.

Данная статья посвящена выявлению и анализу представления школьников о причинах трудностей в обучении.

Объект исследования: трудности, возникшие у школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: представления школьников младшего, среднего и старшего звена школы о причинах возникновения трудностей в обучении.

Школа – важнейшая ступень непрерывного образования современного человека, и успешное обучение в начальных классах закладывает основу для его дальнейшего саморазвития. Вместе с актуальностью данного вопроса борьба за успешное усвоение школьной программы всеми учениками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день.

Для того чтобы точнее разобраться, что значит успешность обучения, необходимо обратиться к понятию «обучение». Современные авторы научных словарей дают следующие определения:

- «целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества» [7, c. 30];

- «совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие субъектов учения, формирование у них знаний, умений, навыков и в конечном итоге компетентностей» [6, c. 12];

- «целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира (их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности) в результате взаимодействия ученика с учителем и другими обучающимися» [3, c. 13].

По мнению И. А. Зимней, обучение строится из четырех факторов: внимания, восприятия, мышления и памяти, а это значит, что для успешного обучения упор должен делаться в первую очередь на них. Если не брать во внимание хотя бы один из них, то ничего хорошего из этого не получится [4, c. 16].

В настоящий момент в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения ключевым моментом стала ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), что составляет цель образования. Объектами итогового контроля и аттестации по ФГОСам второго поколения являются:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

- метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

- предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Чтобы выяснить, насколько успешно школьник усвоил УУД, необходимо оценить конкретного ученика. Существует объективная и субъективная оценка успешности обучения. Под субъективной оценкой мы будем рассматривать оценку, полученную за то, что ученик приобрёл самостоятельно, насколько он поднялся в своём развитии. Л.С. Выготский называл такую успешность «относительной». Например, троечник стал получать четверки, для него это несомненный успех, но в сравнении с другими учениками он менее успешен в обучении [2, c. 113]. Объективной оценкой мы будем считать оценку, данную учителем по общим критериям, одинаковым для всех учеников определённой возрастной группы. Данный вид успешности в обучении Л.С. Выготский назвал «абсолютной». Конечно, в объективности оценки, данной педагогом, тоже можно сомневаться, однако сомнению не подлежит тот факт, что ученик, получающий пятёрки по итогам четвертей, считается успешным в обучении, как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников.

М. М. Безруких, С. П. Ефимова отмечали, что успешность учебной деятельности определяется «обучаемостью», которая включает в себя различный набор интеллектуальных возможностей. «Степень обучаемости, - пишут авторы, - состояние здоровья ребенка и функциональное состояние организма определяют в комплексе... ту цену, которую платит организм за успехи в учебе» [1, c. 44].

Сочетание же физического, функционального и психического состояния ребенка дает, по мнению авторов, тот комплекс факторов, которые определяют его успешность в обучении.

Т. Ю. Курапова говорит, что психологическое состояние ученика играет значительную роль в успешности обучения: «Успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью» [5]. Психологические особенности ученика действительно влияют на успешность его обучения и, соответственно, отражаются на его успешности в обучении.

Целью обучения в настоящий момент является развитие личности вследствие усвоения УУД, а проверить это усвоение можно с помощью контрольных работ, тестов, устных опросов, изучения продуктов деятельности из этого всего складывается оценка ученика. Если он продвигается в своем развитии, справляется с необходимой ему нагрузкой – значит, он успешен в обучении, если не справляется - не успешен.

Таким образом, оценка является обратной связью и основным показателем успешности ученика. Данная связь необходима учителю для того, чтобы строить дальнейшую работу, корректировать свои действия и ученику для того чтобы видеть результат своего развития. Итак, ученик получает оценку или отметку за свою учебную деятельность, и эта оценка является показателем успешности данного ученика на данном этапе обучения.

Можно сделать вывод о том, что основным показателем успешности в обучении является оценка ребенка учителями, ведущими его процесс обучения. Оценка, как более широкое понятие включает в себя отметку в баллах. Четвертные отметки с учетом дополнительных личностных характеристик данного ученика могут выступать как объективный показатель его успешности в обучении.

Успешность в обучении обусловливается психологическими характеристиками. Можно выделить ряд психологических характеристик учеников, которые находятся в тесной взаимосвязи с успешностью в обучении. К данным психологическим характеристикам относятся: социальная адаптированность, мотивация к обучению, отношения между учеником и учителем, отношения с одноклассниками, самооценка, уровень тревожности.

Данные психологические характеристики в наибольшей степени влияют на успешность обучения, точно так же как и успешность в обучении может изменять психологические особенности ученика.

Вместе с тем большинство учителей-практиков при работе со слабоуспевающими учащимися опираются в первую очередь на устранение выявленных недостатков, которые соответствуют причинам неуспеваемости учащихся. Учителю, в первую очередь, необходимо иметь понимание личностных особенностей учащихся своего класса и ключевых основ образования индивидуальных особенностей для осуществления компетентной работы с данными детьми, умения грамотно строить индивидуальный подход к ним, с целью получения положительных качественных результатов для каждого учащегося в учебной группе.

Эмпирическое исследование по выявлению представлений школьников о причинах трудностей в обучении было проведено в МБОУ СОШ №3 г. Новосибирска.

Для изучения представлений школьников о причинах трудностей в обучении было решено провести исследование с обучающимися разных возрастов:

1) обучающиеся младшего школьного возраста (4 класс);

2) обучающиеся подросткового возраста (7 класс);

3) обучающиеся раннего юношеского возраста (10 класс).

Представления школьников о причинах трудностей в обучении мы выявляли с помощью анкетирования. Цель – выявление причин трудностей, с которыми школьники встречаются чаще всего. В качестве исследования было проведено анкетирование на предмет определения мотивационной сферы среди учащихся 11-х классов МБОУ СОШ № 3 г. Новосибирска.

Результаты анкетирования позволяют говорить о следующих фактах:

- более 40 % учащихся нравится учиться в школе, но они не могут заявить, что каждое утро с радостью идут на занятия;

- 10 % учащихся рассказывают о школе родителям и друзьям только при условии, если произошло что-либо интересное;

- 60 % учащихся нравится, когда уроки проходят необычно (то есть уроки с использованием компьютеров, фильмов, игр и т. п.).

- 35 % учащихся 11 класса не знают, для чего им необходимы обучение в школе и знания;

- ни одного из учащихся не принуждают учиться родители, они делают это из чувства собственной необходимости (45 %) или же из-за их будущего и профессии (55 %);

- 90 % учащихся изучают материал добросовестно, если он им интересен, 10 % - в хорошем настроении, и ни один учащийся - если его заставляют.

Отсюда можно заключить, что положительная мотивация учащихся, принимавших участие в анкетировании, достаточно велика. Так же у опрошенных учащихся хорошо развито чувство собственной необходимости в знаниях, а соответственно в учебе.

Можно так же сделать вывод, что мотивацию, возможно, поднять с помощью использования креативных методов и форм обучения, что заинтересовывает практически всех учащихся.

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого негативного явления неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом; несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса; ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что работа по формированию познавательного интереса и познавательной активности у детей школьного возраста только тогда станет эффективной и будет поддерживать познавательные интересы учащихся, а также способствовать их развитию, когда будет проводиться систематически и целенаправленно.

Данное исследование имеет практическую ценность, которая заключается главным образом в том, чтобы обратить внимание на проблему формирования познавательного интереса, который составляет тот важнейший мотив учения, лежащий в основе положительного отношения к школе, и выступает залогом успешности обучения.

Список литературы

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 2011 - 71 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. - М.: Педагогика-Пресс, 1996 - 536 с.

Давыдов В.В. Психология младшего школьника. – М., 2015. - 93 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. –М. : Просвещение, 2009. – 45 с.

Курапова Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы между-нар. науч. конф. (Санкт-Петербург, окт. 2015). СПб.: Реноме, 2015.

Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие / сост. Л. П. Русинова. Сарапул, 2010. - 60 с.

Фомина А.Г. Дифференциация и индивидуализация обучения (Из опыта работы в школе). – Ростов-на-Дону, 2016. - 54 с.

Просмотров работы: 12