Согласно статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правовой статус педагога это – совокупность прав и свобод, <…> обязанностей и ответственности <педагога>, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Человек со статусом «педагог» имеет особые трудовые права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей людей, занятых в других профессиональных сферах. Профстандарт педагога ставит своей целью разъяснить и четко разграничить обязанности и задачи учителя, показать перспективу его развития.
Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, а затем продолжилась в 2015 г. Правительство РФ предусматривает закончить полный переход на профстандарты педагогов до 1.01.2020 г.
Профстандарт педагога призван помочь:
Сформировать четкий образ современного учителя;
Определить четкие критерии отбора преподавательских кадров;
Создать условия непрерывного профессионального развития специалистов.
Профстандарт, начавший действие с 1 января 2019 г. требует от педагога не только диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, но и:
Глубоких знаний по предмету;
Базовых знаний в смежный отраслях;
Компетентности в сфере IT-технологий.
Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп.
Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации.
Для квалицированного педагога данные требования не являются новыми, скорее естественными и давно введенными в практику. Новым же является сдача экзамена НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет включать в себя вопросы из трех направлений:
Предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);
Педагогика;
Психология.
Нововведения также коснулись и сферу профессионального развития педагога. Перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.
Соответственно, за новыми должностями стоят реальные обязанности, которые надо будет выполнять.
Старший учитель – учитель методист. Его обязанность – координация работы других педагогов, разработка новых индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей учеников.
В едущий учитель – учитель наставник. Помимо обладания компетенциями старшего учителя в его обязанности входит оказание помощи не только педагогам-предметникам, но и психологам, социальным педагогам, дефектологам путем объединения их усилий в общем образовательном процессе.
Требования профстандарта призваны оказать поддержку молодым специалистам, показать им перспективу их профессионального развития.
Но профстандарт 2019 также вызывает множество вопросов и опасений:
Что делать педагогу, если он не смог подтвердить квалификацию?
Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим экзамены»?
Что делать в случае массового увольнения?
Также всплывают и такие проблемы:
возросшие нагрузки;
недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;
дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.
неудовлетворительная организация быта учащихся.
Профстандарт 2019 выдвигает новые требования к педагогам в связи с изменяющимся обществом, развитием науки и техники. Остаются нерешёнными многие вопросы, связанные с материальным и техническим обеспечением учебных заведений, возможностью переобучения педагогов. Но, тем не менее, главные требования – воспитание разносторонне развитой личности и приобщение ее к нравственным и культурным ценностям – остаются прежними.
Литература
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образование в Российской Федерации»;
Профстандарт «Педагог» 2013, 2015 и 2019 г.