Изменения в правовом статусе педагога с связи с введением профессионального стандарта педагога - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изменения в правовом статусе педагога с связи с введением профессионального стандарта педагога

Имангулова А.И. 1
1Башкирский государтсвенный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правовой статус педагога это – совокупность прав и свобод, <…> обязанностей и ответственности <педагога>, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Человек со статусом «педагог» имеет особые трудовые права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей людей, занятых в других профессиональных сферах. Профстандарт педагога ставит своей целью разъяснить и четко разграничить обязанности и задачи учителя, показать перспективу его развития.

Работа над профстандартами началась еще в 2013 году, а затем продолжилась в 2015 г. Правительство РФ предусматривает закончить полный переход на профстандарты педагогов до 1.01.2020 г.
Профстандарт педагога призван помочь:

Сформировать четкий образ современного учителя;

Определить четкие критерии отбора преподавательских кадров;

Создать условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт, начавший действие с 1 января 2019 г. требует от педагога не только диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, но и:

Глубоких знаний по предмету;

Базовых знаний в смежный отраслях;

Компетентности в сфере IT-технологий.

Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп.

Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации.

Для квалицированного педагога данные требования не являются новыми, скорее естественными и давно введенными в практику. Новым же является сдача экзамена НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет включать в себя вопросы из трех направлений:

Предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);

Педагогика;

Психология.

Нововведения также коснулись и сферу профессионального развития педагога. Перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.

Соответственно, за новыми должностями стоят реальные обязанности, которые надо будет выполнять.

Старший учитель – учитель методист. Его обязанность – координация работы других педагогов, разработка новых индивидуальных образовательных маршрутов с учетом особенностей учеников.

В едущий учитель – учитель наставник. Помимо обладания компетенциями старшего учителя в его обязанности входит оказание помощи не только педагогам-предметникам, но и психологам, социальным педагогам, дефектологам путем объединения их усилий в общем образовательном процессе.

Требования профстандарта призваны оказать поддержку молодым специалистам, показать им перспективу их профессионального развития.

Но профстандарт 2019 также вызывает множество вопросов и опасений:

Что делать педагогу, если он не смог подтвердить квалификацию?

Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим экзамены»?

Что делать в случае массового увольнения?

Также всплывают и такие проблемы:

возросшие нагрузки;

недостаточное материальное обеспечение учебных заведений;

дефицит узкоспециализированных педагогов — дефектологов, психологов.

неудовлетворительная организация быта учащихся.

Профстандарт 2019 выдвигает новые требования к педагогам в связи с изменяющимся обществом, развитием науки и техники. Остаются нерешёнными многие вопросы, связанные с материальным и техническим обеспечением учебных заведений, возможностью переобучения педагогов. Но, тем не менее, главные требования – воспитание разносторонне развитой личности и приобщение ее к нравственным и культурным ценностям – остаются прежними.

Литература

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образование в Российской Федерации»;

Профстандарт «Педагог» 2013, 2015 и 2019 г.

Просмотров работы: 16