Экзаменационный стресс - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Экзаменационный стресс

Казакова И.Н. 1, Спиридонова О.А. 1
1ФГБОУ ВО "ПГМУ им. академика Е.А.Вагнера" МЗ РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стресс (англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – неспецифическая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [4].

Данный термин ввел американский ученный Уолтер Кеннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». Саму же концепцию стресса как «общего адаптационного синдрома» разработал канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это паттерн однотипного ответа на разнообразные стрессоры, который может привести к долговременному патологическому процессу [3].

Каждый человек вне зависимости от своих характеристик ежедневно подвергается воздействию психогенного (эмоционального) стресса. При этом степень влияния стрессоров может быть самой различной: от легкого возбуждения, до тяжелейшего психосоматического расстройства [5]. Данный тип стресса характеризуется тем, что возникает под влиянием необычных раздражителей, воздействующих первично на высшие функции головного мозга. В настоящее время он является одной из причин возникновения проблем со здоровьем [1, 3].

Эмоциональный стресс подчиняется закономерностям развития «стресс-реакции», которые выделил Г. Селье. Существует три стадии. Для начальной - характерна реакция «тревоги», состоящая из двух фаз. Первая – фаза шока, проявляющаяся нарушением ряда функций и падением резистентности организма. Вторая – фаза противошока, характеризующаяся мобилизацией всех ресурсов организма за счет усиления гормональной активности системы «гипоталамус - гипофиз – кора надпочечников», помогающие нормализовать нарушенное равновесие. Вторая стадия – резистентности (устойчивости, адаптации), когда организм успешно справляется с вредными воздействиями за счет предшествующей мобилизации. Если организму не удалось приспособиться к экстремальному фактору среды и его ресурсы истощились, развивается третья стадия – истощение [3, 4, 7].

Одной из наиболее подверженной влиянию стресса социальной группой являются студенты. Обучение в высшей школе – достаточно сложный и длительный процесс, требующий пластичности психики и физиологических функций молодых людей. Во время всего обучения студент находится в постоянном напряжении. Дефицит времени, интенсивная умственная нагрузка, высокий уровень мотивации в сочетании могут вызвать информационную патологию высшей нервной деятельности. Усугубляют положение гиподинамия, нерегулярность питания, нарушение режима дня [1, 2] При обучении в ВУЗе можно выделить следующие стрессогенные факторы: социальная адаптация, учебно-экзаменационный период, потребность личностного самоопределения в профессиональной среде и высокий уровень учебных нагрузок [4].

В учебный период студенты находятся под влиянием постоянно реализующихся необычных раздражителей умеренной продолжительности (домашние задания, зачеты, семинары и т.д.). Формируется состояние психогенного нормостресса. Оно обеспечивает длительную работу мозга и лежит в основе минимизации ошибок при решении ежедневных задач, не требуя активации дополнительных защитных механизмов мозга. В данном механизме участвует долговременная память, за счет которой удерживается в рабочей готовности необходимый уровень активности мозговых функций [3].

Однако в жизни студента есть моменты, когда на него влияет сверхсильный раздражитель, и нормостресс переходит в гиперстресс. Данным критическим моментом является экзаменационная сессия, во время которой резко обостряется состояние умственного и эмоционального напряжения в результате сильных эмоционально-стрессовых воздействий. Выделяют «экзаменационный стресс» как одну из форм психогенного стресса [1].

Экзамены как стрессогенный фактор вызывают в организме студентов ответ со стороны многих органов и систем. В первую очередь реагируют вегетативная нервная, эндокринная и иммунная системы, отвечающие за процессы нормальной жизнедеятельности организма [4]. Для предупреждения развития патологических реакций и сохранения гомеостаза происходит целый каскад реакций.

В период подготовки к экзаменам у студентов активируются передние области правого полушария, предположительно отвечающие за негативные эмоции. Так же происходит активация симпатоадреналовой системы (САС), в кровь выбрасывается адреналин. В гипоталамусе происходит выброс кортикотропин-рилизинг гормона (КТРГ) в гипоталамо-гипофизарную портальную сеть. В свою очередь, из аденогипофиза высвобождается адренокортикотропного гормона (АКТГ), который индуцирует секрецию кортизола из коры надпочечников [3].

При экзаменационном стрессе ведущую роль играет повышение уровня кортизола в крови. В частности, установлено, что уровень этого гормона повышается в течение 1 часа при устных экзаменах, а при письменных - сдвиги со стороны уровня кортизола могут регистрироваться до 6-8 недель после экзамена. На этом фоне развиваются различные системные сдвиги [1, 3].

Под действием глюкокортикоидов происходит активация глюконеогенеза, обеспечивающий легкодоступный источник энергии для реакции адаптации, и облегчающий осуществление других регулируемых ферментами адаптивных обменных реакций. Предотвращаются возможные реакции аутоагрессии путем подавления иммунных и воспалительных реакций. Однако происходит инволюция тимиколимфатического аппарата, развивается эозинопения и лимфопения. Ухудшается иммунологический статус студентов во время экзаменов, что проявляется в виде ухудшения микрофлоры полости рта и периодонта [3].

Помимо глюкокортикоидов в патогенезе «стресс-реакции» участвуют и другие гормоны. Так под влиянием гормонов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активируются тучные клетки слизистой оболочки желудочно-кишечного, что приводит к выбросу гистамина. Формируется местная воспалительная реакция, а также проявляются системные эффекты: спазм гладкой мускулатуры, расширение сосудов, увеличение желудочной секреции и другие. Мобилизуется калликреин-кининовая система, которая посредством брадикинина участвует в регуляции системного артериального давления. Катехоламины активируют тромбоциты, вызывают кардиотонические, прессорные и гипергликемический эффекты, а также под их влиянием вырабатывается в большом количестве мощный вазоконстриктор – ангиотензин II. В результате, повышается артериальное давление, пульс, улучшается кровоснабжение мышц, стимулируется деятельность ЦНС [2, 3].

Доказана роль в развитии стресса серотонина. Путем активации 5НТ1А серотониновых рецепторов гиппокампа происходит ослабление поведенческих последствий воздействия стрессоров. Однако, на фоне хронического стресса активируются 5НТ2А рецепторы - антагонисты 5НТ1А рецепторов, что сопровождается срывом поведенческих адаптационных механизмов с развитием тревожных психических состояний и депрессии [3].

Со стороны ВНС на начальном этапе формирования «стресс-реакции» ведущее положение занимает симпатический отдел. В результате учащается сердцебиение, дыхание, расширяются зрачки, повышается тонус мышц, которые способны работать более интенсивно. Однако, при хроническом стрессе и при снижении уровня резервов начинает преобладать парасимпатическая система, что проявляется чувством слабости, уменьшением тонуса мышц, снижением артериального давления, расстройствами со стороны желудочно-кишечного тракта [3].

Каждый человек в разной степени подвержен влиянию стресса, поэтому и реакция на него может быть, как положительной (эустресс), так и отрицательной (дистресс). Все зависит от уровня защитных механизмов. Если уровень механизмов саморегуляции достаточен, то состояние гиперстресса возвращается в коридор нормостресса или возникают его новые границы (известно, что с каждым годом обучения студенты менее тревожно относятся к экзаменам). Если же ресурсы истощены развивается дистресс (отрицательный гиперстресс) – условия возникновения и формирования патологии. Известно, что у студентов, получающих медицинское образование, чаще преобладают дистрессовые реакции [2, 3, 4].

При сравнении эустресса и дистресса можно выявить различия в физиологических, познавательных процессах, а также изменения в коммуникативной сфере деятельности [7].

Так, в физиологических процессах изменения касаются пульса (при эустрессе наблюдается 90-100 ударов в минуту, при дитрессе – выше 100 ударов), дыхания (при эустрессе частота дыхания повышается умеренно, когда при дистрессе дыхание сильно учащается и напоминает одышку), температуры тела (для эустресса характерено ощущение тепла или жара, когда для дистресса наиболее характерны озноб, холод и повышенная потливость, при которой пот чаще холодный) [7].

В познавательных процессах изменения касаются, прежде всего, внимания, памяти и мышления. При эустрессовой реакции данные показатели значительно улучшаются. Например, студент в состоянии эустресса за короткий промежуток времени во время экзаменационной сессии способен усвоить очень большой объем материала, иногда даже за несколько учебных семестров. При дистрессе все показатели ухудшаются: снижается внимание, ухудшается запоминание и воспроизводство изученного материала, нарушается мышление, наиболее характерна узость поля зрения, мысль попадает в «порочный круг» [5, 6].

Изменения в коммуникативной сфере деятельности проявляется нарушениями взаимоотношений на разных уровнях – студент-студент или же студент-преподаватель [6].

Длительное воздействие хронического стресса на организм может привести к стойкому истощению всех ресурсов, а затем и к неврозам [5]. Невроз – хроническое нарушение высшей нервной деятельности, вызванное психоэмоциональным перенапряжением и проявляющееся нарушением интегральной деятельности мозга – поведения, сна, эмоциональной сферы и соматовегетативной деятельности [6].

По некоторым данным, в соотношении учебно-образовательного процесса и развития невроза можно выделить три главных пункта: невротизирующее действие образовательного процесса на обучающегося, влияние учебной работы на преподавателя и само отношение между преподавателем и учеником [5]. Но самой главной причиной развития невроза у студентов является не сама умственная нагрузка, а неправильно организованный план учебного процесса, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей студента, а также различные конфликтные состояния, как в отношениях студент-студент, так и в отношениях студент-преподаватель [2, 6].

Основные клинические проявления неврозов можно разделить на три типа психоэмоциональных расстройств: неврастенических, истерических и неврозов навязчивых состояний [6].

Неврастении проявляются прежде всего в общей слабости, повышенной утомляемости, рассеянности, понижении способностей к повышенным умственным нагрузкам, неспособности сосредоточится, что очень важно для студентов в период экзаменационной сессии [5].

Симптомы истерии довольно часто похожи на симптомы других заболеваний. Проявляется она в чрезмерной реакции человека на окружающие факторы. Главная цель больных истерией это привлечь внимание окружающих [6].

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением необоснованных, навязчивых страхов. Довольно часто проявляется у студентов отличников боязнью не закрыть сессию, предвкушением неудач, постоянным ощущением волнения и беспокойства [5, 6].

С. В. Ковалев в своих работах выделяет следующие причины невротизации студентов: соревнование (стремление к первенству), конкуренция (ожесточенная борьба между студентами за лидерство, которая часто сопровождается завистью и ревностью к успеху других) и антагонизм (несовместимость и противоречие отношений). Некоторые исследователи так же дополняют список причин такими понятиями: соперничество, псевдосотрудничество, изоляция [6].

Наиболее часто невротические состояния формируются у студентов первокурсников, которым становится трудно осознать, что в вузе много студентов таких же талантливых, как и они. Особенно трудно справится с осознанием людям, которые привыкли всегда находится в центре внимания [4]. К основным травмирующим факторам так же может прибавиться и бытовая неустроенность, если студент переехал из другого города и теперь вынужден жить в общежитии. Человеку становится трудно адаптироваться ко всему и сразу [1].

Нами было проведено исследование, при котором студентам задавался вопрос: «Какие качества необходимы студенту для успешного обучения?». Большинство опрашиваемых назвали мышление, внимание, память, сила воли и самоконтроль. Так же многие студенты выделили способность переживать длительные умственные нагрузки, поддерживать высокую работоспособность в течение дня или рабочей недели, а также умение рационально распоряжаться свободным временем [6].

В заключение можно сказать, для студента существует большое количество стрессогенных факторов. Одним из самых сильных является экзаменационная сессия. Во время подготовки и сдачи экзамена в нашем организме происходит каскад различных реакций, которые препятствуют перенапряжению организма и помогают адаптироваться к тяжелым условиям. Однако, особенность периода студенчества – это постоянное психоэмоциональное перенапряжение, которое может привести к ошибке процесса поддержания адаптации и, в конечном счете, вызвать невроз и нарушить образовательные процесс. Поэтому для студента важно правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами, свободным временем, а самое главное, делать рациональные перерывы во время обучения, чтобы не допустить длительного воздействия стрессорных факторов и сохранить свое здоровье и способность к обучению.

Список литературы:

Абдулаева Э. С., Исмаилова Х. А. Влияние эмоционального стресса на учебную деятельность студента. – Грозный, 2016. – С. 74-76.

Ефимова И. В., Будыка Е. В. Проходоковская Р. Ф., Психофизиологические основы здоровья студентов: Учеб. Пособие – Иркутск: Иркут. ун-т, 2003. – 124 с.

Лавров О. В., Балмасова И. П. Экзаменационный стесс: кластерно-иммунологическая модель. – Москва, 2014. – 255 с.

Новгородцева И. В., Мусихина С. Е., Пьянкова В. О. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. – Киров: Медицинские новости, 2015. - №8. – С. 75-77.

Ревина Н. Е. Конфликт, стресс, невроз. – Нижний Новгород: Вестник новгородского государственного университета, 2006. - №35. – С. 74-76.

Черева Т. Н. «Студенческий» невроз: причины возникновения – Кемерово: Вестник КемГУ, 2010. - №2 (42). – С. 80-83.

Экспериментальные модели в патологии: учебник/ В.А. Черешнев, Ю.И. Шилов, М.В. Черешнева, Е.И. Самоделкин, Т.В. Гаврилова, Е.Ю. Гусев, И.Л. Гуляева. – Пермь: Перм. гос. ун-т., 2011. – 267с.

Просмотров работы: 242