Профессионально-значимые качества современного учителя глазами старшеклассни-ков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профессионально-значимые качества современного учителя глазами старшеклассни-ков

Махина Е.С. 1, Талынев В.Е. 2
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия "Учебно-воспитательный комплекс № 1"
2Воронежский институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Современный этап развития отечественного образования в очередной раз столкнулся с непредсказуемыми по результатам реформами. Достаточно сказать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 года № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [8]. Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на два ведомства: Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Первое будет отвечать за школьный блок среднего образования, второе – за развитие науки, инноваций и в целом за деятельность ВУЗов.

Активное реформирование отечественной образовательной системы продолжается, а это значит, что и в ближайшие учебные года нас ждут новости и изменения в школьном образовании и организации работы образовательных организаций. Останется неизменным – личность педагога и его ученики.

Актуальность. Современный преподаватель – это личность, это не только человек увлечённый, любящий самозабвенно свое дело, которому он посвящает лучшие годы своей жизни. Это превосходный оратор, профессионал, который умеет увлечь, заинтересовать учеников содержанием своего учебного предмета. Большинство старшеклассников считают, что современным преподавателем быть непросто: приходится постоянно учиться, улучшать собственные навыки и осваивать необходимые компетенции, изучать новые техники и методы преподавания, непрерывно обогащать багаж собственных знаний и совершенствоваться.

Существует множество мнений относительно того, каким должен быть идеальный педагог, каким профессионально-значимыми качествами он должен обладать. В психолого-педагогической науке неоднократно предпринимались попытки составить профессиограмму педагога [1, С. 83-91, 2, 3, С. 323-333, 5].

«Итак, специалисты считают, что хорошими предпосылками для того, чтобы стать педагогом, обладают те, кто:

понимает, что представляет собой труд учителя (это трудно понять до работы в школе или до педагогической практики);

имеет качества (способности), помогающие становлению учителя – профессионала;

проявляет интерес к профессии (косвенно интерес может проявляться в педагогической эрудиции);

имеет профессионально-педагогическую направленность (в частности, до поступления в ВУЗ работал в школе или учился в педагогическом классе, училище);

проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть добро и зло, смысл жизни и т.д.)» [5].

И все же, на наш взгляд, не менее важно то, какие ожидания относительно идеального педагога выстраивают сами учащиеся, у какого педагога они хотят учиться, поскольку их представления, в конечном счете, также оказывают существенную роль на итоговые результаты образования.

Постановка проблемы. С учетом изложенного выше, цель нашей научно-исследовательской работы стало изучение представлений старшеклассников об идеальном портрете педагога, его профессиональных качеств.

Следует отметить, что в исследовании в качестве организационных методов использовались фокус-групповое интервью на этапе выделения наиболее важных профессиональных качеств педагога, а также сравнительный метод, позволивший сопоставить содержательные характеристики образа идеального педагога у старшеклассников 8 и 11 классов. При этом в исследования ставились и решались следующие задачи:

1) выявить основные характеристики, по мнению учащихся, образа идеального педагога, его профессионально-значимых;

2) выделить основные характеристики профессионально-значимых качеств педагога средней школы;

3) составить обобщенные социально-психологические портреты идеального педагога, с точки зрения школьников 8-х и 11-х классов, осуществить их сравнительный анализ.

На основе результатов эмпирического исследования, проведенного в период с марта 2018 г. по октябрь 2018 года, сформулирована специфика содержательных аспектов представлений об образе идеального педагога, его профессионально-значимых качеств и их динамика в возрастных группах школьников 8 и 11 классов. Осуществлен сравнительный анализ обобщенных социально-психологических портретов идеального педагога, создаваемых старшеклассниками.

В процессе НИР в основном использованы три метода исследования:

1) фокусированное интервью (в групповых дискуссиях принимали участие школьники старших классов, общее число участников фокус-групп составило 54 респондента, имеющих отношение к фактической образовательной деятельности;

2) анкетирование по проблеме «Профессионально-значимые качества педагога в школьной образовательной системе». Исследуемая генеральная совокупность старшеклассников составила 132 респондента. Выборочная совокупность формировалась исходя из задач исследования (целевая выборка) и составила 49 респондента. (Время проведения: март – октябрь 2018 т.).

3) опрос 13 экспертов (специалисты различных образовательных подразделений Воронежского института МВД России и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия "Учебно-воспитательный комплекс № 1",), имеющие опыт педагогической работы, в частности, по проблеме профессионально-значимых качеств; время проведения: март - октябрь 2018 г.).

Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 11.0 (Statistical Package for Social Sciences), являющегося стандартом обработки социологической информации. Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2002 и Microsoft Word 2003.

Фокус-групповое исследование, как самый распространенный качественный метод сбора информации позволил на первоначальном этапе выделить 15 основных профессионально-значимых качеств педагога средней школы. Термин «фокус-группа» является сокращением от понятия «фокусированное интервью», а сам метод также использовался при опросе экспертов, в том числе со стороны, а также для обобщения данных, полученных в процессе работы со старшеклассниками. Этот метод позволил на первоначальном этапе обеспечить вовлечение 13-ти экспертов, респондентов-специалистов, для определения основных профессионально-значимых качеств, а также взаимодействие участников дискуссии преподавателей из института МВД РФ и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия "Учебно-воспитательный комплекс № 1". Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на данных заседаниях фокус-групп по формулированию основных профессионально-значимых качеств педагога, субъекты активно взаимодействовали.

Этот же метод исследования со старшеклассниками 8-х и 11-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия "Учебно-воспитательный комплекс № 1" позволил выделить 15 основных профессионально-значимых качеств преподавателя. Представления старшеклассников об идеальном образе педагога на первоначальном этапе выстраивались из трёх основных критериев: внешний вид (половозрастная характеристика), личностные и профессиональные качества.

Понятие «профессионально-значимые качества преподавателя средней школы». Учитывая цель исследования, основным направлением НИР, предметом исследования, стало выделение и изучение профессионально-значимых качеств педагога средней школы.

Согласно полученным данным, абсолютное большинство старшеклассников (более 70 % испытуемых) в форме профессионально-значимых качеств идеального педагога школы выделили следующие:

Культура речи, общая эрудиция

Чувство юмора, склонность к шутке

Умение держать себя перед детьми-

Опрятный внешний вид.

Знание предмета, умение вызвать интерес у детей к нему

Любовь к детям, умение их понимать

Умение организовать дискуссию, управлять аудиторией

Объективность и требовательность

Строгость и справедливость

Умение интересно подать материал занятия, практическую пользу предмета

Умение слушать и слышать детей

Эмоциональная уравновешенность

Доступность, доброжелательность и такт в общении с детьми

Использование наглядных технических средств обучения

Умение найти индивидуальный подход

Согласно данным, полученным с помощью вербальных методик, по мнению старшеклассников, «идеальный педагог» должен, в первую очередь, обладать такими личностными качествами, как аккуратность, требовательность, доброжелательность, справедливость, вежливость, отзывчивость, внимательность и сдержанность. Кроме того, согласно точке зрения старшеклассников, идеальный педагог должен обязательно иметь профессиональную компетентность, под которой старшеклассники понимают умение доступно излагать новую информацию и объяснять учебный материал, глубокое знание своего предмета, способность увлекать его содержанием.

Также, по словам старшеклассников института, для идеального педагога должны быть характерны уважение к слушателям, отсутствие среди них любимчиков; они ждут от такого педагога внимания, определенного уровня заботы, эмоциональной поддержки в трудную минуту и к тому же воспринимают его, как пример для подражания.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты фокус-группового интервью показывают, что для абсолютного большинства учащихся старших классов идеальным педагогом является их реальный педагог, в образе которого, как в 8-х, так и в 11- классах, респонденты отмечали следующие характеристики: доброта, веселое настроение, чувство юмора, спокойствие и т.п., а внешне описывали как красивого, аккуратного, подтянутого, «модного» человека. В плане профессиональной компетентности своего реального педагога звучали мнения старшеклассников об его умении интересно и доступно вести занятие, доходчиво объяснять, предъявлять ко всем слушателям одинаковые требования, переживать и одновременно радоваться достижениям и успехам своих слушателей.

При этом, по мнению большинства старшеклассников, в плане личностных качеств идеальный педагог – это умный и даже остроумный человек с широкой эрудицией и чувством юмора, честный, справедливый, порядочный, трудолюбивый и ответственный, который всегда сдержан, терпелив, имеет чувство собственного достоинства и в то же время может быть принципиальным, строгим и требовательным.

Необходимо отметить, что результаты опроса показали, что наряду с характеристиками, встречающимися при создании образа идеального педагога у старшеклассников [4, 6, С. 81-89, 7], в системе представлений об идеальном педагоге слушателей старших классов появляются новые характеристики, среди которых: пол, возраст, интеллект и эрудиция, ценности и общая жизненная позиция. Так, к примеру, 78,3 % старшеклассников подчеркнули, что идеальным педагогом в образовательной системе является мужчина, а 21,7 % старшеклассников таковой называют женщину. 18,3 % испытуемых определяют возраст идеального педагога до 30 лет, а для 53,3 % респондентов возраст идеального педагога – от 30 до 40 лет, остальные обозначили – старше 40 лет.

Результаты опроса следует представить в виде таблицы № 1:

Табл. № 1

Качество преподавателя

Место в рейтинге

Ученики 8 класса (26 всего)

Ученики 11 класса (23 всего)

1. Культура речи, общая эрудиция

3;3;1;1;1;8;1;1;1;3;4;4;

4;4;9;4;1;8;7;4;9;4;3;4;8;11 = 111

6;2;10;8;8;12;1;3;2;8;5;6;2;1;5;1;3;3;5;13;5;1;7 = 107

2. Чувство юмора, склонность к шутке

14;9;2;3;4;11;15;13;6;1;

10;13;7;1;5;1;8;7;5;15;3;8;8;7;3;10 = 189

15;11;4;4;10;5;6;5;3;15;12;15;10;10;6;12;15;15;6;14;14;13;6 = 203

3. Умение держать себя перед детьми

2;2;5;7;13;13;5;9;9;15;

7;5;1;2;10;15;11;4;15;5;14;6;12;3;6;5 = 188

14;13;12;12;13;9;11;10;12;12;6;10;7;13;3;8;2;2;1;6;2;15;8 = 193

4. Опрятный внешний вид

13;14;3;14;13;6;2;3;4;7;

13;1;4;13;15;4;11;9;12;13;7;7;5;7;5 = 205

9;12;5;15;9;13;3;9;4;14;11;8;14;15;3;9;6;6;7;7;6;15;12 = 206

5. Знание предмета, умение вызвать интерес у детей к нему

5;1;15;1;9;12;10;3;12;5;

4;9;10;9;8;11;5;6;2;8;1;10;1;6;1;10;2 = 176

1;1;2;2;1;6;2;11;1;3;1;8;1;2;1;2;13;13;8;1;4;2;2 = 80

6. Любовь к детям, умение их понимать

5;12;8;11;2;6;9;15;11;12;5;12;14;13;13;2;5;3;9;9;6;11;9;12;11;13 = 238

8;10;7;14;14;14;9;6;15;13;14;13;13;3;11;15;4;9;2;15;10;15 = 223

7. Умение организовать дискуссию, управлять аудиторией

12;14;5;15;11;1;2;10;10;

2;12;14;11;12;6;10;14;6;10;3;5;14;13;2;12;14 = 240

10;3;9;3;7;4;14;7;5;4;10;7;6;7;7;4;7;7;15;9;1;4;9 = 149

8. Объективность и требовательность

6;10;7;2;14;12;12;2;12;

11;2;2;3;10;7;13;12;15;3;10;4;3;10;13;13;7 = 215

3;6;3;6;3;7;12;2;11;6;13;11;5;5;12;5;5;5;

4;5;7;5;5 = 141

9. Строгость и справедливость

15;4;10;6;15;14;14;11;13;

13;15;11;15;14;12;3;15;4;14;11;15;13;1;15;15;7 = 295

4;5;10;7;12;10;10;8;10;15;12;4;6;8;6;11;

11;3;15;8;6;10 = 173

10. Умение интересно подать материал занятия, практическую пользу предмета

4;1;9;4;3;2;7;4;7;1;3;12;5;

14;6;2;5;6;2;2;9;14;6;1;1;7 = 137

2;4;11;1;2;1;5;12;9;1;2;2;3;4;2;3;1;1;11;3;9;7;1 = 86

11. Умение слушать и слышать детей

7;13;13;14;8;7;4;7;4;8;11;

11;10;15;15;14;10;10;13;6;12;2;11;5;4;4 = 238

5;9;6;9;11;8;8;13;13;7;8;14;9;12;9;10;14;11;2;8;12;9;4 = 197

12. Эмоциональная уравновешенность

11;11;11;13;5;9;11;

8;2;5;3;15;13;11;1;8;7;9;12;8;8;12;2;10;2;8 = 215

11;7;12;8;15;3;4;4;14;10;7;9;8;9;10;11;

12;12;10;4;3;11;3 = 197

13. Доступность, доброжелательность и такт в общении с детьми

8;5;12;8;9;3;8;3;15;10;14;

7;8;6;2;9;3;12;11;13;7;5;15;9;5;9 = 216

7;14;14;11;4;11;7;15;6;2;4;3;11;8;13;13;

10;10;12;11;12;13;11 = 210

14. Использование наглядных технических средств обучения

9;8;14;10;6;15;6;6;4;6;6;9;

5;9;3;12;9;11;1;12;11;7;5;8;14;15 = 213

13;15;5;5;15;15;1;7;11;3;5;12;14;15;14;9;9;13;10;10;14;14 = 216

15. Умение найти индивидуальный подход

10;6;15;12;10;4;10;5;8;9;8;8;

6;7;8;11;4;13;2;14;1;10;7;14;7;3 = 212

12;8;1;13;6;2;13;14;8;5;9;4;15;1;14;7;8;8;14;12;11;8;13 = 198

В плане своей профессиональной компетентности, наличия высокого уровня профессионально-значимых качеств, по представлению старшеклассников идеальный педагог обязательно умеет поддержать ученика, заинтересовать его учебной деятельностью и своим учебным предметом, найти подход к каждому слушателю; преподаватель с интересом и доступно излагает материал, всесторонне знает свой предмет, уважает мнения и чувства своих подопечных и при этом служит всем слушателям достойным образцом для подражания, ориентиром для дальнейшей жизнедеятельности, в том числе - профессиональной. Жизненная позиция такого человека всегда активна и позитивна, он нацелен на личностный рост и самосовершенствование, интеллектуальное развитие, всегда готов к сотрудничеству и стремится руководствоваться принципом «не навреди». В свою очередь в числе ценностей идеального педагога – человек как таковой, его личность и уникальность, служение людям и профессионализм.

На последнем этапе исследования осуществлен сравнительный анализ обобщенных социально-психологических портретов идеального педагога, с точки зрения слушателей начальных классов и старшеклассников двух классов, результаты которого зафиксированы в табл. 2.

Табл. № 2.

Место в рейтинге

Основные качества

8 класс

11 класс

1

1. Культура речи, общая эрудиция

5. Знание предмета, умение вызвать интерес у детей к нему

2

10. Умение интересно подать материал занятия, практическую пользу предмета

10. Умение интересно подать материал занятия, практическую пользу предмета

3

5. Знание предмета, умение вызвать интерес у детей к нему

1. Культура речи, общая эрудиция

4

3. Умение держать себя перед детьми

8. Объективность и требовательность

5

2. Чувство юмора, склонность к шутке

7. Умение организовать дискуссию, управлять аудиторией

Сопоставив содержательные аспекты профессионально-значимых качеств идеального педагога, созданного старшеклассниками, мы обнаружили ряд принципиальных различий, которые свидетельствуют о повышении для слушателей, по мере их взросления, степени значимости личностных качеств педагога, отражающих отношение к себе, интеллект и эрудицию, его ценностей и общей жизненной позиции, и, напротив, снижение степени значимости внешних данных и таких профессиональных качеств педагога, как владение материалом и методика обучения. Иными словами, опыт обучения в средней школе приводит к смещению акцентов с восприятия учащимися педагога как профессионала к восприятию педагога как личности и человека, представителя образовательной системы России.

По результатам исследования респонденты, на основе личностного понимания профессионально-значимых качеств, сформулировали портрет «идеального педагога». По мнению старшеклассников, идеальный педагог образовательной школьной системы России должен быть:

1) специалистом: знать педагогическую и психологическую теории; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать свой педагогический и труд своих учеников; любить свой труд и уважать учеников; обладать педагогическими способностями, общей эрудицией, находчивостью, оптимизмом, терпеливостью, сдержанностью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать учеников и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, организаторскими умениями, общительностью и умением слушать;

2) работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком; быть преданным делу; уметь работать в коллективе и желать трудиться; обладать настойчивостью, дисциплинированностью, ответственностью, активностью; ориентироваться в производственных ситуациях; уметь распределять работу; быть готовым взять на себя ответственность;

3) человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

Респонденты, выделяя пять основных профессионально-значимых качеств, дали развёрнутую характеристику каждому из них.

1. Культура речи, общая эрудиция

«Культура речи». По мнению учеников, требования к данному профессионально-значимому качеству педагога могут быть следующими: а) Речь логически должна быть хорошо выстроена, ритмически упорядочена и организована. б). Надо учитывать, что речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для школьной аудитории, удерживает внимание учащихся сильнее, чем речь, где новизна материала отсутствует. в). Учебный материал, в содержание которого включены острые, конфликтные ситуации, а также когда подача отдельных вопросов, фактов или идей подаётся в противопоставлении, в значительной мере поддерживает внимание учеников. д). Конкретный материал, факты в речи привлекают внимание учащихся гораздо сильнее, чем абстрактное. Поэтому с целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактные рассуждения с конкретными фактами, примерами из реальной жизнедеятельности, иллюстрациями. е). Аудитория, как правило, акцентирует свое внимание на тех моментах занятия, которые «подчеркивает» преподаватель. При этом, конечно, для повторения наиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегая однообразия.

Изящная словесность или искусство слова – вот основные требования, которые предъявляет данное качество и выделяет его как профессионального педагога. Они включают в себя такие приёмы изящности слова как «гипербола», «метафора», «олицетворение», «эпитет», «антитеза» и др. Конечно же, слушателям было не просто проанализировать содержательную часть этого качества, предложенную в общую палитру качеств преподавателями-экспертами, поэтому они отвели ему место в конце рейтинга.

2. «Умение вызвать интерес учеников к своему предмету». Если рассмотреть основные приёмы и методы обучения, применяемые педагогами на занятиях в школе, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся к изучаемому предмету. По мнению респондентов – эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как это связано с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности.

7. Это качество отметили школьники 11 класса, поставив его на пятое место - «Умение организовать дискуссию и управлять аудиторией».

В рамках формирования этого профессионально-значимого качества преподавателя, на наш взгляд, на первое место выходят ряд требований, соблюдение которых позволит сформировать его. Основные требования к данному качеству можно разделить на ряд факторов (группы) [3]. Первая группа – социально-психологические качества и умения:

Говорить правду, искренне.

Думать об ученике.

Тщательная подготовка к выступлению, запомнить несколько крылатых, выражений, цитат, фраз известных людей.

Обязательно быть опрятным. Внешний вид – то основание, на котором выстраивается первое впечатление о человеке, которое в дальнейшем у учеников изменять приходиться с большим трудом.

Вторая группа – организационно-технические качества и умения, приёмы преподавателя по управлению школьной аудиторией.

1. Голосовые приёмы. Для активизации внимания школьной аудитории достаточно бывает увеличить уровень громкости речи или повысить тон голоса. Эффективным бывает использование обратного приёма: понижение уровня громкости вплоть до шепота или понижение тона голоса. В некоторых случаях можно использовать изменение темпа речи, особенно его замедление.

2. Жест и движения. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание школьной аудитории. Причем движение преподавателя вперед, по направлению к учащимся, как правило, усиливает внимание, в то время как движение назад даёт определенную разрядку.

3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине занятия часто может оказать «гипнотизирующее» влияние на аудиторию школьников, сосредоточивая её внимание на нужном месте речи. Нередко пауза действует на учеников даже сильнее, чем голосовые приёмы.

4. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание школьной аудитории, заставляют её думать вместе с преподавателем.

5. Неожиданный перерыв мысли. Как правило, внимание школьной аудитории восстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и, некоторое время, поговорив о другом, вновь возвращается к недоговоренному ранее. Кстати, подобный прием можно использовать и для того, чтобы возвратиться к тому месту речи, которое было случайно пропущено преподавателем («Да, чуть было не забыл…»).

6. Наглядные средства. Иллюстрации, диаграммы, графики не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно привлекает непроизвольное внимание.

Заключение. Таким образом, выполненное нами исследование позволяет сформулировать вывод о том, что в представлениях современных учащихся образ идеального педагога в основном наделяется традиционными характеристиками, исходящими из специфики его профессиональной деятельности. Однако по мере взросления и адаптации учащихся этот образ существенно обогащается, расширяется и в нем несколько меняются приоритеты (с характеристик педагога как профессионала на его характеристики как личности), что служит отражением специфики тех ожиданий, которые связывают с педагогом учащиеся младших и старших классов.

Список литературы:

Алферов, Ю. С. К вопросу о профессиограмме учителя / Алферов, Ю. С. // Советская педагогика. - 1971.-№2.-С. 83-91.

Введение в педагогическую деятельность / Под ред. . - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 208 с.

Крутецкий В. А. «Психология». М.: Просвещение, 1986, с. 323 — 333.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с., ил.

Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов, Сластенин В.А. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Куркин, Е. Б. Новый век и новая волна требований к школе : в каком направлении реформировать ее, отвечая на вызовы времени? / Е. Б. Куркин. Народное образование [Текст] : журнал/ учредители: М-во образования РФ; Рос. акад. образования [и др.]. - М. : [Изд. дом "Нар. образование"- С.81-89,

Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое образование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов) — СПб., 1996.

Указ Президента РФ от 15.05.2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Российская газета – Федеральный выпуск № 7567 (104) 17 мая 2018г.

Просмотров работы: 15