ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разливанова М.А. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольное детство – уникальный важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни.

Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. По мнению Б.М. Неменского, в этом возрасте «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа в первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт. У него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности».

Период дошкольного детства — это период первоначального становления личности, период развития личностных механизмов поведения.

Опыт ранних лет жизни ребенка влияет на все дальнейшее развитие личности (Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже). Данный период является благоприятным для патриотического воспитания, по мнению Л.В. Коломийченко – дети к шести годам уже имеют представления: о назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, изготовления предметов быта; о закономерном расположении вещей в доме; о функциях построек (хлев, амбар, баня); о различных видах труда (земледелие, ткачество, строительство, гончарное, кузнечное дело), их назначении, используемых инструментах; о национальной одежде; о значении природы в жизни человека; о народном творчестве, его разновидностях (устное, декоративно – прикладное, музыкальное); о языческих и христианских праздниках; умеет устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и видами труда людей; между качеством труда и его результатом; между разными видами народного творчества; проявляет интерес к различным объектам русской традиционной культуры; ориентируется на выделение эстетического начала в восприятии произведений русского народного творчества; руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве; бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества; владеет навыками народной росписи, умеет определять специфику ее отдельных видов; владеет доступным языком фольклорных произведений: умеет рассказывать народные сказки, уместно использовать пословицы, поговорки; играть на музыкальных инструментах (бубен, свистулька, трещотка, треугольник), исполнять народные танцы, попевки; использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

В возрасте 6 – 7 лет, развитие личности характеризуется освоением новых знаний, появляются новые качества, потребности. Такие психологи, как Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, обращали внимание на то, что старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. Теперь вместо познавательного типа общения со старшими, преобладает личностный, в центре которого лежит повышенный интерес к взаимоотношениям людей. В этом возрасте стремительно развиваются интеллектуальная и познавательная сфера.

Развиваются такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, чем лучше они развиты, тем больше ребенок подготовлен к школе. Ребенок способен запомнить огромный объем информации, ему все интересно. В возрасте 6 – 7 лет у детей наглядно – образное мышление приобретает ведущее значение, что помогает детям решать задачи с применением обобщенных наглядных средств (чертежи, схемы и др.) Также в этом возрасте дети прибегают к наглядно – действенному мышлению, когда без практических проб сложно выявить необходимые связи. Ребенок может решать в уме, те задачи, которые можно решить без практических проб.

Прогностическая функция мышления позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть последствия собственных поступков и действий.

Познавательная задача у детей 6 – 7 лет становится собственно познавательной, а не игровой, то есть ему нужно овладеть знаниями. Ребенок начинает показывать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, память, мышление, воображение, внимание, мышление. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; совершается классификация взглядов детей. Они отличают и называют никак не только ключевые цвета и их оттенки согласно светлоте, однако, и промежуточные цветные оттенки; фигуру прямоугольников, овалов, треугольников. Принимают значение предметов, легко и просто создают в ряд — согласно возрастанию, либо убыванию — вплоть до 10 разных объектов. Увеличивается устойчивость внимания, формируется способность к его распределению и переключаемости.

Прослеживается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5 – 6 объектов, к концу года – 6 – 7.

У детей 6 – 7 лет формируется произвольная память. Дети могут с помощью образно – зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. В период 6 – 7 лет развивается образное мышление. Ребенок может решить задачу не только в зрительном плане, но и в уме совершить преобразование объекта.

Формирование мышления сопутствуется освоением мыслительных средств (формируются схематизированные и групповые понятия, понятия о цикличности перемен). Помимо этого, совершенствуется способность к обобщению, которое является базой словесно-логического мышления. Дети 6 – 7 лет способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта, как было показано в исследованиях отечественных психологов. Старший дошкольный возраст характеризуется яркой фантазии. В игре, которой он увлечен, особенно ярко проявляется воображение. Развитие воображения становится эффективным в результате особой деятельности по его активизации. В противоположном случае данная процедура имеет возможность никак не послужить причиной к высокому уровню. Ребенок в старшем дошкольном возрасте использует практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. На занятиях, где педагог дает детям новые сведения, целесообразно для развития любознательности и интереса к предмету разговора, предлагать детям задавать вопросы по окончанию занятия. Ответить на все вопросы детей на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому, ответив на один-два вопроса, связанных непосредственно с темой сегодняшнего занятия, воспитатель записывает остальные. Он предлагает дошкольникам поискать ответ в иллюстрациях к книге, спросить у родителей, подумать самим и следующее занятие по данной теме начинает обязательно с ответов на эти вопросы.

В своей практике педагоги зачастую на первое место ставят речевые задачи: обогащение словаря, обучение рассказыванию, связной речи, а формирование представлений, воспитание чувств - задачи, которые должны быть главными, оказываются второстепенными. Словарная работа является неотъемлемой частью в процессе расширения представлений детей, но на занятиях по патриотическому воспитанию, она преобладать не должна. Особое значение в умственном воспитании детей дошкольного возраста имеют продуктивные виды деятельности (трудовая, изобразительная, конструктивная), поскольку они позволяют ребенку конкретизировать полученную информацию, требуют самостоятельного использования различных способов познавательной деятельности, способствуют формированию культуры умственного труда (поставить и решить практическую задачу, определить эффективность используемых способов и др.).

Исследования последних лет, проводимые в области психологии, убедительно доказывают воспитательные возможности экспериментальной деятельности, поскольку именно в ней происходит наиболее эффективное решение задач по актуализации познавательного интереса, становление субъектной позиции ребенка в процессе познания (Н.Н. Поддьяков).

Экспериментируя с предметами окружающего мира, объектами природы, дети переходят из области «неясных» в область «ясных» знаний, опытным путем добывают информацию, самостоятельно формулируют выводы, стоят умозаключения. Д.А. Белухин, В.Н., Максимова и другие исследователи в своих работах определяют несколько видов знаний:

эмпирические (знания опыт, которые человек получает практическим путем);

теоретические (знания, которые человек получает благодаря мыслительной деятельности);

эмоционально-чувственные (знания, отражающие информацию в виде неясных, эмоциональных образов).

Для того чтобы сформировать знания об окружающем следует руководствоваться определенной логике: от выделения предмета как отдельно целостного образования – к системе предметов, в которой он существует, и далее – к анализу свойств этого предмета в аспекте функциональных связей с другими предметами системы (Н.Н. Поддьяков).

Эффективность формирования знаний предопределяется наличием познавательных интересов к явлениям окружающего мира и объектам, необходимость в его преобразовании, в личностно и социально- значимых аргументах познавательной деятельности. Постоянное стремления детей к открытию, познанию, получению новых знаний так проявляется познавательный интерес. Познавательные интересы имеют особое значение не только в умственном, но и в художественно-эстетическом, физическом, социально-личностном развитии детей, составляя основу формирования устойчивой познавательной потребности и познавательных мотивов. По мнению Н.Н. Поддьякова, в старшем дошкольном возрасте у ребенка вырабатывается целостное представление об окружающем мире как системе систем, о его диалектичности, что является базой для формирования идеологических взглядов, является важнейшим условием познавательного отношения к миру.

В работах В.И. Логиновой и Н.Н. Поддьякова, дифференцируются системные и систематизированные знания. Системные знания строятся на основе выделения ведущих, центральных связей объектов и представляют собой иерархическую систему, в которой каждая предыдущая подсистема связана с последующей, а систематизированные знания предполагают обобщение конкретных представлений детей по разным основаниям. Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особую роль ученые отводят воспитательным традициям. Исходя из позиций исследователей в области культуры и этнографии, в частности Б.Н. Бессонова, Н.К.Дмитриева, К.С.Давлетова, в качестве основных средств этнографической культуры мы рассматриваем народные праздники, народные игры, фольклор, декоративно-прикладное искусство.

По мнению Н.А. Бердяева задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства. Поэтому, за основу в процессе воспитательной работы с дошкольниками целесообразно взять исходное теоретическое положение изучаемой проблемы: «культура – национальная культура – личность», уделяя особое внимание взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости этих понятий.

Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации позитивного нравственно-патриотического потенциала в силу особой податливости ребенка-дошкольника к системе воспитательных воздействий со стороны мира взрослых.

Просмотров работы: 89