Древний принцип медицины: «предотвратить всегда легче, чем лечить» как нельзя лучше подходит для искоренения наркомании в Вооруженных Силах РФ. Профилактика стремится выработать у военнослужащего антинаркотические установки, базируясь не на страхе, а на формировании позитивных жизненных навыков, альтернативных наркопотреблению форм поведения. По существу только продуктивная профилактика может искоренить наркоманию.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений, инвалидности). Очевидно, что в Вооруженных Силах РФ собственно профилактика может быть исключительно первичная, т.к. так как два других типа являются лечебными и реабилитационными мероприятиями.
Первичная наркологическая профилактика располагает двумя основными методами – системой запретов и наказаний и санитарным просвещением. Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска аддиктивного поведения.
Мероприятия в рамках создания соответствующей антинаркотической законодательной базы в большей степени находятся в ведении государственных органов. Врачам, психологам, офицерам-воспитателям, преподавателям остается санитарное просвещение, которое, особенно у молодежи призывного возраста и рядовых, представляет собой непростую задачу.
В центре первичной профилактической деятельности должна находиться личность военнослужащего и основные сферы его жизнедеятельности, –коллектив, воинская часть или военное учебное заведение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, ресурсов коллектива, внедрение инновационных педагогических и психологических технологий, развитие поддерживающей инфраструктуры.
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Её цель – предотвратить формирование хронического заболевания.
К третичной профилактике относится мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркоманий [5].
Для профилактики наркомании и токсикомании важны и общая верная направленность воспитания, и знание психологами специфических моментов, важных для их профилактики. Наркомания – явление очень агрессивное и вместе с тем легко приспосабливающееся к любым недостаткам воспитания, причем взаимосвязь ее возникновения с тем или иным дефектом воспитания не всегда удается заранее распознать. Вместе с тем в итоге такая связь выявляется в каждом конкретном случае по-своему. Наркомания «испытывает на прочность» весь коллектив: качество воспитания, степень нравственности и уровень коллективной справедливости, способность коллектива решать внутренние проблемы, причем эти требования предъявляются ко всем членам коллектива – командирам всех степеней, рядовым и т.д.
Ориентируясь на международный опыт профилактики наркоманий, можно сказать что программы, ориентированные только на просвещение, малоэффективны. Лучшие результаты дают программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решение и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ. Занятия должны быть посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения здорового образа жизни, а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления наркотиками [4].
Профилактика может быть направлена на усиление сдерживающих факторов. К ним относятся: чувство юмора;внутренний контроль, целеустремленность;важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком;привязанность к законам и нормам воинского коллектива, семейным стандартам, исключающим употребление наркотиков.
Педагогическая профилактика предполагает взаимосвязь трех основных педагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность военнослужащего – антинаркогенного воспитания. Под антинаркогенном воспитанием подразумевается формирование у военнослужащих особой личностной структуры – предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективно внутреннего состояния. Антинаркогенное воспитание обеспечивает индивиду возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
В самом начале профилактической работы, необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у военнослужащих в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности военнослужащих можно выяснить и в процессе свободнойбеседы, когда на первом же занятии задается вопрос: «Что вы знаете о наркотиках?»
Важным моментом в профилактической работе является выявление групп риска, склонных к наркотизации, так как в работе с военнослужащими, имеющими различный опыт «встреч» с наркотиками требуется дифференцированный подход к организации профилактики.
Говоря о профилактической работе с военнослужащими, можно выделить следующие направления:
- общая воспитательная работа с военнослужащими;
- коррекционная работа с военнослужащими группы риска;
- работа с военнослужащими имеющими опыт использования наркогенных веществ.
Основная цель общей воспитательной работы заключается в формировании у военнослужащих антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В структуре антинаркогенных установок выделяются компоненты: информационный, оценочный и формирующийся на их основе поведенческий компонент. Содержание антинаркогенных установок базируется на сведениях о психоактивных веществах, их оценке, особенностях поведения, непосредственно связанных с аспектами наркотизма (данные о негативном воздействии наркотических веществ на физическое, психическое здоровье человека, его социальный статус, отрицательная оценка различных форм наркотизации, поведение в ситуации наркогенного заражения, позволяющие избежать пробы психоактивных веществ). Для развития у военнослужащего антинаркогенных установок необходимо личностное осознание им ценности здоровья, важности и необходимости здорового образа жизни, овладение приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. Все это в свою очередь требует сформированности представления о том, ради чего следует прилагать усилия, направленныена поддержание собственного здоровья, и в этом случае речь идет о таких понятиях, как смысл и цель человеческого существования [3].
В связи с этим становится очевидным, что профилактика зависимости от психоактивных веществ не может ограничиваться только специфической антинаркогенной профилактикой, объектом профилактической деятельности должна стать личность военнослужащего в совокупности всех ее физических и психологических особенностей.
Традиционно в нашей стране основной упор делается на негативную профилактику [1]. Обычно в лекционной форме предполагается разъяснять, какой вред психическому и физическому здоровью наносит злоупотребление наркотиками. При этом не учитывается, что субъективная цена собственного здоровья у современных молодых людей низка. В тоже время широкое распространение сведений о наркотиках (а это распространено сплошь и рядом, особенно в «антинаркотических» телепередачах, вплоть до сведений о рецептах приготовления наркотика в домашних условиях) и токсических веществах может пробудить к ним нездоровый интерес.
Становится очевидным, что малоэффективную негативную профилактику должна сменить продуктивная, конструктивная. Суть конструктивной профилактики заключается в таких понятиях как:честность;компетентность;максимальный охват групп риска;проблемная адекватность;комплексность стратегий и методов;непрерывность и длительность;максимальное участие всего воинского коллектива.
Для профилактики наркомании и токсикомании важны и общая верная направленность воспитания, и знание специфических моментов, важных для профилактики. Наркомания – явление очень агрессивное и вместе стем легко приспосабливающееся к любым недостаткам воспитания, при этом взаимосвязь ее возникновения с тем или иным дефектом воспитания не всегда удается заранее распознать [2]. Вместе с тем в итоге такая связь выявляется в каждом конкретном случае по-своему. Наркомания «испытывает на прочность» весь коллектив: качество воспитания, степень нравственности и уровень коллективной справедливости, способность коллектива решать внутренние проблемы, причем эти требования предъявляются ко всем членам коллектива – командирам всех степеней, рядовым и т.д.
Общесоциальным источником психологических проблем в области наркотизации Вооруженных Сил РФ служит распространенное в обществе неуважение к закону, праву, власти, неприятие мер, направленных на поддержание общественного порядка. Рассматривая проблему в плоскости дисциплинированности военнослужащих, принимая наркоманию как фактор разложения дисциплины нельзя не учитывать, что негативная тенденция усиливается неблагоприятным социально-психологическим фоном, который создается социальными отклонениями (наркоманией, преступностью, злоупотребление властью и т.д.) [3].
Следует отметить, что роль ценностных установок в генезе наркомании достаточно велика. Патриотическое воспитание способствует формированию аксиологических ориентацией, отражающих гражданские и общегосударственные ценности. Можно сделать вывод, что патриотическое воспитание является одним из важных методов профилактики наркомании среди военнослужащих.
Литература
1. Байкова В.Г., Брюн Е.А., Гаранский А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей / Под общ.ред.А.Н.Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
2. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / под ред. В.И. Стародубова, А.И. Татаркина. – М., Екатеринбург: ин-т экономики УрО РАН, 2006. – 380 с.
3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. – Л.: Медицина, 1991.– 214 с.
4. Колесов Д.В. Не допустить беды.– М.: Педагогика, 1998. – 98 с.
5. Павленок П.Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. – М., 2010. – С.59-69.