СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Уваров И.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет «12»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военные вузы занимают особое место в системе высшего образования Российской Федерации. Данные вузы реализуют в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования и решают комплекс специфических задач по подготовке компетентных военных специалистов.

В настоящее время к подготовке военного специалиста предъявляют все более высокие требования. Это связано с развитием техники, средств коммуникации, усложнением военных специальностей, потребностью не просто в специалистах, а профессионалах своего дела. Часто эти требования близки к предельным возможностям человека, а иногда и превышают их, что приводит к многочисленным вынужденным ошибкам и влечет за собой срывы в выполнении задач, согласно своего должностного предназначения, возникновению стрессовых ситуаций, психологических и физических перегрузок на организм. То есть для того, чтобы выпускник военного вуза с первых дней смог приступить к выполнению своих должностных обязанностей необходимо с первых дней пребывания в военном вузе, осуществлять его подготовку. Однако на начальном этапе обучения в военном вузе недавний школьник, а теперь уже курсант, вынужден преодолевать возникающие перед ним специфические трудности. Можно сказать, что у курсанта происходит адаптация к условиям военного вуза и чем быстрее она пройдет, тем быстрее курсант начнет подготовку по выбранной специальности и тем комфортнее он будет себя чувствовать в стенах военного вуза.

Адаптация обучающихся широко изучается и рассматривается с различных направлений научного познания (педагогики, психологии, физиологии, социологии и др.), а также в зависимости от обучающихся (школьники, обучающиеся гражданских вузов – студенты и обучающиеся специализированных вузов силовых ведомств – курсанты).

Наиболее часто адаптация обучающихся в образовательных заведениях рассматривается в рамках какой-либо одной адаптации: психологической, физической, социальной, социально-психологической или учебной. Однако в военном вузе адаптацию курсантов необходимо рассматривать и осуществлять комплексно. Это связано с тем, что процесс подготовки специалистов, в гражданских вузах и высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации имеют существенные отличия, которые заключаются в следующем:

1. Специфическая организация подготовки военных специалистов.

2. Строгая регламентация всех видов деятельности (учебной, служебной, а также время на отдых и личные потребности).

3. Нахождение в изолированном коллективе и под постоянным контролем, как со стороны товарищей, так и командиров всех степеней.

4. Формирование нестандартной личности, обладающей самостоятельностью, инициативностью, умеющей нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения.

5. Формирование широко развитого военного специалиста, умеющего обучать и воспитывать подчиненных, формировать у них высокие морально-психологические качества, готовность в любой момент встать на защиту суверенитета и государственных интересов России, психологически готовить к решению сложных задач подчиненный личный состав, в том числе к возможной необходимости применения оружия по людям.

6. Подготовка к действиям в экстремальных условиях военной службы, чтобы оказавшись в экстремальной (боевой) обстановке, будущий офицер не потерял уверенности в своих силах, умел грамотно руководить личным составом и вверенной ему техникой в любых условиях.

7. Формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых курсанту в профессиональной деятельности (в боевой обстановке и службе в войсках).

8. Большие физические нагрузки на организм.

9. Самообслуживание каждого курсанта.

10. Различный социальный уровень семей курсантов и многонациональный воинский коллектив.

11. Соблюдение принципа единоначалия и субординации.

Таким образом, адаптация курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе осуществляется в очень сложных условиях для неподготовленного человека. В свою очередь она должна осуществляться в процессе учебной, воспитательной и служебной деятельности и должна осуществляться комплексно, начиная с первого дня пребывания в нем и продолжать в течение всего времени обучения. Причем начиная с первого дня обучения в военном вузе курсантов необходимо адаптировать к образовательному процессу, группе и специфике военного вуза в целом. Чем раньше у курсанта произойдет адаптация к образовательному процессу, группе и специфике военного вуза, тем меньше у них будет затруднений в обучении и овладении избранной специальностью, нахождению в воинском коллективе и военному вузе. То есть если курсант не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в военном вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании обучаться в вузе, что повлечет за собой отчуждение и в дальнейшем разочарование в избранной специальности и возможный уход из вуза. А на старших курсах и по прибытию в войска после выпуска из военного вуза должна осуществляться адаптация к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Бондаренко С.В. Психологические проблемы адаптации студентов в процессе обучения в техниче­ском вузе. URL: www.student.ncstu.ru (дата обращения 11.01.2019 г.).

2. Фролова О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. Иркутск, 1994.С.55.

3. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с.

Просмотров работы: 9