Военные вузы занимают особое место в системе высшего образования Российской Федерации. Данные вузы реализуют в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования и решают комплекс специфических задач по подготовке компетентных военных специалистов.
В настоящее время к подготовке военного специалиста предъявляют все более высокие требования. Это связано с развитием техники, средств коммуникации, усложнением военных специальностей, потребностью не просто в специалистах, а профессионалах своего дела. Часто эти требования близки к предельным возможностям человека, а иногда и превышают их, что приводит к многочисленным вынужденным ошибкам и влечет за собой срывы в выполнении задач, согласно своего должностного предназначения, возникновению стрессовых ситуаций, психологических и физических перегрузок на организм. То есть для того, чтобы выпускник военного вуза с первых дней смог приступить к выполнению своих должностных обязанностей необходимо с первых дней пребывания в военном вузе, осуществлять его подготовку. Однако на начальном этапе обучения в военном вузе недавний школьник, а теперь уже курсант, вынужден преодолевать возникающие перед ним специфические трудности. Можно сказать, что у курсанта происходит адаптация к условиям военного вуза и чем быстрее она пройдет, тем быстрее курсант начнет подготовку по выбранной специальности и тем комфортнее он будет себя чувствовать в стенах военного вуза.
Адаптация обучающихся широко изучается и рассматривается с различных направлений научного познания (педагогики, психологии, физиологии, социологии и др.), а также в зависимости от обучающихся (школьники, обучающиеся гражданских вузов – студенты и обучающиеся специализированных вузов силовых ведомств – курсанты).
Наиболее часто адаптация обучающихся в образовательных заведениях рассматривается в рамках какой-либо одной адаптации: психологической, физической, социальной, социально-психологической или учебной. Однако в военном вузе адаптацию курсантов необходимо рассматривать и осуществлять комплексно. Это связано с тем, что процесс подготовки специалистов, в гражданских вузах и высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации имеют существенные отличия, которые заключаются в следующем:
1. Специфическая организация подготовки военных специалистов.
2. Строгая регламентация всех видов деятельности (учебной, служебной, а также время на отдых и личные потребности).
3. Нахождение в изолированном коллективе и под постоянным контролем, как со стороны товарищей, так и командиров всех степеней.
4. Формирование нестандартной личности, обладающей самостоятельностью, инициативностью, умеющей нестандартно мыслить, принимать оптимальные решения.
5. Формирование широко развитого военного специалиста, умеющего обучать и воспитывать подчиненных, формировать у них высокие морально-психологические качества, готовность в любой момент встать на защиту суверенитета и государственных интересов России, психологически готовить к решению сложных задач подчиненный личный состав, в том числе к возможной необходимости применения оружия по людям.
6. Подготовка к действиям в экстремальных условиях военной службы, чтобы оказавшись в экстремальной (боевой) обстановке, будущий офицер не потерял уверенности в своих силах, умел грамотно руководить личным составом и вверенной ему техникой в любых условиях.
7. Формирование профессионально значимых личностных качеств, необходимых курсанту в профессиональной деятельности (в боевой обстановке и службе в войсках).
8. Большие физические нагрузки на организм.
9. Самообслуживание каждого курсанта.
10. Различный социальный уровень семей курсантов и многонациональный воинский коллектив.
11. Соблюдение принципа единоначалия и субординации.
Таким образом, адаптация курсантов-первокурсников к обучению в военном вузе осуществляется в очень сложных условиях для неподготовленного человека. В свою очередь она должна осуществляться в процессе учебной, воспитательной и служебной деятельности и должна осуществляться комплексно, начиная с первого дня пребывания в нем и продолжать в течение всего времени обучения. Причем начиная с первого дня обучения в военном вузе курсантов необходимо адаптировать к образовательному процессу, группе и специфике военного вуза в целом. Чем раньше у курсанта произойдет адаптация к образовательному процессу, группе и специфике военного вуза, тем меньше у них будет затруднений в обучении и овладении избранной специальностью, нахождению в воинском коллективе и военному вузе. То есть если курсант не сможет в короткие сроки освоить предъявляемые к нему в военном вузе требования, а также найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, то это, несомненно, скажется на его успехах в учебе и желании обучаться в вузе, что повлечет за собой отчуждение и в дальнейшем разочарование в избранной специальности и возможный уход из вуза. А на старших курсах и по прибытию в войска после выпуска из военного вуза должна осуществляться адаптация к будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Бондаренко С.В. Психологические проблемы адаптации студентов в процессе обучения в техническом вузе. – URL: www.student.ncstu.ru (дата обращения 11.01.2019 г.).
2. Фролова О.П. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. – Иркутск, 1994.– С.55.
3. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 84 с.