Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить и обосновать педагогические условия, способствующие адаптации курсантов к обучению в военном вузе.
При этом наибольшей эффективности разработанной нами модели адаптациикурсантов-первокурсников к условиям военного вузаспособствует соблюдение комплекса взаимосвязанных педагогических условий.
Применительно к настоящему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать систему созданных и взаимообусловленных обстоятельств, способствующих адаптации курсантов к обучению в военном вузе.
Изучив научную и педагогическую литературу, а также проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что адаптации курсантов к обучению в военном вузе эффективна и возможна при соблюдении следующих педагогических условий:
- учет темперамента обучающегося;
- подготовленность к новым формам и методам обучения в военном вузе;
- постоянное психолого-педагогическое сопровождение курсантов;
- наличие и применение единого формализованного пакета документов для организации и контроля адаптации курсантов, а также разработанные и применяемые для оценки уровня адаптации критерии и показатели;
- позиция курсантов;
- мотивация курсантов к учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов и формирование ее в стенах военного вуза.
1. Учет темперамента обучающегося.
Н.В. Басова отмечает, что тип темперамента обучающегося влияет на адаптацию, на ее сроки и эффективность проведения (выполнения) адаптационных мероприятий [1].
На начальном этапе обучения в военном вузе и проведении (организации) адаптации курсантов необходимо определить к какой темпераментной группе относится обучающийся и в дальнейшем учитывать это. При этом необходимо помнить, что обучающиеся с флегматическим темпераментом адаптируются хуже всего, в свою очередь сангвинику проще общаться с холериком, флегматику и холерику ужиться друг с другом очень трудно.
2. Подготовленность к новым формам и методам обучения в военном вузе.
В военном вузе для обучения курсантов применяются различные формы обучения: лекции, групповые и практические занятия, семинары, учения и др. При этом, 50 % учебного материала курсанты самостоятельно изучают в ходе самостоятельной работы. Например, для подготовки курсантов по специальности «Штабная и организационно-мобилизационная работа» под руководством преподавателя отводится 7042 часа, а на самостоятельное изучение учебного материала – 3470 часов.
Проведенный опрос курсантов 1-го курса, позволил выявить ряд трудностей, с которыми они сталкиваются на начальном этапе обучения в военном вузе. К числу наиболее распространенных трудностей относятся:
1. Неподготовленность к лекционным формам проведения занятий – неумение вчерашними школьниками конспектировать лекционный материал, отсутствие навыков сокращения, сжатия учебной информации и ведение конспектов.
2. Отсутствие навыков самостоятельного изучения учебного материала.
3. Отсутствие навыков самоорганизации, самоконтроля, умения планировать свою деятельность
С данными трудностями сталкиваются практически все курсанты-первокурсники, поступившие в военный вуз после окончания школ. В свою очередь выпускники техников (профессиональных училищ) и студенты, которые имели опыт обучения в гражданских вузах, с данными трудностями не сталкиваются.
В результате курсант, на начальном этапе обучения в военном вузе должен преодолеть возникающие в образовательном процессе трудности и уже потом адаптироваться к условиям военного вуза и его специфике. Это в свою очередь сказывается на успеваемости курсантов-первокурсников по результатам сессии.
3. Постоянное психолого-педагогическое сопровождение курсантов.
В.Л. Крайник считает, что психолого-педагогическое сопровождение – комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на обеспечение преемственности в обучении школьников и студентов [2].
По нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение курсантов заключается в оказании им помощи в адаптации к особенностям обучения в военном вузе и его специфике, начиная с первого дня обучения в нем и до его окончания.
В организации и проведении психолого-педагогического сопровождения курсантов к условиям военного вуза должно принимать участие руководство вуза, факультета, подразделения, преподавательский состав, тактические руководители, специалисты группы профессионально-психологического отбора и курсанты старших курсов. В свою очередь все участники психолого-педагогического сопровождения должны решать определенные задачи:
1. Руководство вуза, факультета, подразделения, преподавательский состав и тактические руководители – занимаются обучением и воспитанием курсантов, а также оказывают помощь курсантам на всем этапе обучения в военном вузе, т.е. в процессе формирования военного специалиста.
2. Специалисты группы профессионально-психологического отбора:
- определяют готовность курсантов к обучению в военном вузе (для этого используются специальные методики);
- доводят результаты тестирования (анкетирования) до руководства военного вуза, факультета и подразделения, тактических руководителей о курсантах с низким уровнем готовности;
- оказывают помощь курсантам с низким уровнем готовности к обучению в военном вузе, за счет разработки индивидуальной программы адаптационных мероприятий;
- дают рекомендации руководящему и преподавательскому составу по организации и проведению психолого-педагогического сопровождения курсантов.
3. Курсанты старших курсов – оказывают помощь и объясняют особенности и специфику обучения в военном вузе непосредственно с точки зрения мировоззрения курсантов.
4. Наличие и применение единого формализованного пакета документов для организации и контроля адаптации курсантов, а также разработанные и применяемые для оценки уровня адаптации критерии и показатели.
В военном вузе должны быть разработаны и применяться следующие документы:
- информация о вузе (его структуре, руководстве) и направлениях деятельности в нем (учебной, внеучебной, служебной деятельности);
- план адаптационных мероприятий и программу адаптации, начиная с первого дня обучения и до окончания военного вуза.
- права и обязанности курсантов;
- права и обязанности должностных лиц, участвующих в адаптации курсантов (руководства вуза, факультета, подразделения, преподавателей, тактических руководителей, психологов):
- перечень методик, позволяющих осуществлять адаптацию курсантов и осуществлять контроль за ней (т.е. оценивать эффективность адаптационных мероприятий), а также методические рекомендации по их применению;
- критерии и показатели оценки эффективности адаптационных мероприятий;
- рекомендации по совершенствованию индивидуального подхода к организации адаптации курсантов.
5. Позиция курсантов.
Позиция курсанта к адаптации подразделяется на активную и пассивную.
Под активной позицией понимается позиция, при которой личность стремится воздействовать на среду и самого себя с целью изменения и приспособления.
Пассивная позиция – когда личность не стремится к такому воздействию и изменению, приспособление идет по пути выносливости, толерантности, перестройки функциональных систем, ценностных ориентаций, через его приспособление к среде, ее ценностям, нормам, правилам и др. [3].
Таким образом, можно говорить, что если у курсанта активная позиция к адаптации (приспособлению) к особенностям военного вуза, тем быстрее и эффективнее она будет проходить.
6. Мотивация курсантов к учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов и формирование ее в стенах военного вуза.
Проведенный анализ научной, педагогической и психологической литературы, а также опрос преподавательского состава военных вузов показал, что на эффективность и сроки адаптации курсантов к условиям военного вуза большое влияние, оказывают мотивы, побудившие курсанта выбрать профессию Защитника Отечества и соответственно побудившие его поступить в военный вуз.
Опрос кандидатов (абитуриентов) для поступления в военный вуз, а также курсантов-первокурсников на начальном этапе обучения в военном вузе показал, что основными мотивами в выборе профессии Защитника Отечества у большинства опрошенных (65 % опрошенных) являются: высокий социальный статус офицеров; защищенность военнослужащих и членов его семьи; возможность получения бесплатного образования; финансовая и материальная обеспеченность военнослужащих; возможность получения жилья; продолжение «военной» династии (родственники являются представителями силовых ведомств Российской Федерации); мнение родственников (родителей, близких и друзей). При этом только у 15 % опрошенных, основным мотивом в выборе профессии Защитника Отечества является получение высшего образования и офицерских погон для защиты своего Отечества и граждан Российской Федерации.
Таким образом, не вполне адекватная мотивация, способствующая поступлению в военный вуз, сказывается на времени и сроках адаптации курсантов.
Данные педагогические условия позволят быстро и эффективно осуществить адаптацию курсантов к особенностям военного вуза, что в свою очередь отразится на компетентности военного специалиста по окончанию военного вуза и снижении психологической нагрузки и тревожности курсантов на начальном этапе обучения и пребывания в стенах военного вуза.
Литература
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
2. Крайник В. Л. Преемственность в обучении школьников и студентов: что можно сделать еще в школе // Директор школы. – 2005. – № 2. – С.56.
3. Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: автореф. дис. … канд.психол.наук. – Л.: ЛГУ, 1974. – 24 с.