ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Суханов А.С. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«8»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях. И как следствие, выступает объектом интенсивного изучения данного понятия в отечественной и зарубежной психологии.

Анализ литературы показывает, что сегодня не существует единства мнений в определении содержания профессиональной идентичности и определении закономерностей этого явления. Наряду с понятием «профессиональной идентичности» существуют и другие тождественные понятия: «профессиональное развитие», «профессиональное становление», «самореализация в профессии», которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека [1].

Так, Л.Б. Шнейдер под профессиональной идентичностью понимаетмногомерный интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность,тождественность и определённость в профессиональной деятельности. Сущностью профессиональной идентичностиявляется синтез всех человеческих характеристик в уникальную структуру, которая определяется иизменяется (переструктурируется) в результате субъективной прагматической ориентации в постоянноменяющейся профессиональной среде [8].

Е.Ф. Зеер определяет профессиональную идентичность как профессиональный «Я-образ», содержащий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я», осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [5].

В.А. Шаповал отмечает, что «по своей сути профессиональная идентичность представляетаспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональнойреальности. Как и профессиональное здоровье, профессиональная идентичность имеет когнитивную,эмоциональную и поведенческую составляющие. Основой для формирования личностипрофессионала является профессиональная самоидентичность или субъектно-профессиональнаяидентичность…» [7].

Большинство отечественных и зарубежных ученых придают идентичности ключевую, центральную позицию в психологической структуре человека. В странах постсоветского периода профессиональная деятельностьзанимает ведущую позицию в жизни человека. В этой связи профессиональная идентичность становится определяющей в личностном развитии субъекта. По мнению Е.П. Ермолаевой, в сообществах с традиционно высоким социальным статусом профессий профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор психологического благополучия, что дает ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах [4].

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я», который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Много ответов на этот вопрос человек получает в профессиональной деятельности.

С изучением профессионального самосознания и профессиональной идентичности ученые связывают возможность решения некоторых профессиональных проблем военнослужащих, возникающих в ходе осуществления деятельности. Представление о себе как о профессионале включается в систему профессиональных действий, которые определяют стиль межличностного взаимодействия в профессиональном сообществе.

Осознанная идентичность позволяет, например, будущему военнослужащему не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально-экономических условий и динамичного мира профессий.

Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своемместе в профессиональной группе или общности. Иными словами, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, что позволяет более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора [4].

Особенно это вопрос актуален для деятельности военнослужащих. В основе профессионального становления курсанта–будущего военнослужащего, лежат процессы идентификации. Вопрос в том, с чем и с кем идентифицирует себя молодой человек, который выбирает профессию военнослужащего и какие жизненные задачи он планирует решить через профессиональнуюдеятельность? Возрастная незрелость, идеалистические представления о будущей профессии (или полное их отсутствие), а в большинстве случаев принудительное избрание этой профессии (по желанию родителей и родственников) неблагоприятно отражаются на результате профессионального становления будущего военнослужащего.

В работе О.В. Созонника приводятся интересные результаты исследования идентичности личности курсанта военного вузав процессе его военно-профессиональной социализации.Так, 38% курсантов в самоописаниях указывают параметры, относимые к учебно-профессиональной идентичности (курсант, военнослужащий, защитник Родины, офицер и т.д.), что свидетельствует об отождествлениисебя с той или иной военной либо учебно-военной группой; 23% высказываний характеризуют рефлексивную(по Куну) идентичность курсантов (добрый, смелый, веселый, терпеливый, справедливый), что говорит о явнойсклонности давать положительные характеристики своей личности при отсутствии отрицательных моментов.Так, 15% идентификационных категорий связаны с перспективной идентичностью (будущий генерал, будущийофицер, будущий муж, будущий отец), что является показателем планов на будущее, дальнейшую жизненнуюперспективу, связанных с военно-профессиональнойдеятельностью. К категориям «деятельной» и «физической» идентичности можно отнести 9% респондентов, что позволяет судить о степени включенности человека в деятельность, о самооценке способностей, умений, навыков, а также об описании внешности. К коммуникативной идентичности относятся 6% идентификаций курсантов, что свидетельствует о значимости взаимодействия с сослуживцами, а также о том, наскольковажными для курсанта являются дружеские взаимоотношения. Менее 1%самоидентификаций связаны с материальной идентичностью, эта группа курсантов характеризует описание своей собственности и обеспеченности, что свидетельствует об отношении к материальным благам. При этом курсантам присуще прямое эмоционально-положительное отображение собственного образа «Я», а возрастающее количество самоидентификаций, произведенных курсантами на разныхэтапах социализации в военном вузе, свидетельствуето возрастающем уровне рефлексии[6].

Подводя итог, можно отметить, что в процессе военно-профессиональнойсоциализации у курсантов не только возникает новая система представлений о себе, которая влияет наобщение, поведение и деятельность, но и в процессетрансформации предшествующих самоидентификаций происходит постепенное осознание своей социальной идентичности, заключающейся в принадлежностик военно-профессиональной общности. В связи с этимформируется система социальных черт, связанных с индивидуальными, имеющих специфичность, которая определяет его позицию в обществе, отношение к ценностям,нормам, правилам офицерского сообщества, его социальную перспективу и деятельность, формируемую под влиянием института социализации. При этом особенностиструктуры социальной идентичности личности на разныхэтапах военно-профессиональной социализации курсантов выражаются в содержательных изменениях и в динамике отдельных идентификационных и ценностных категорий[2, 3].

Литература

1. Бородулькина Т.А. Влияние образа профессии на становление профессиональной идентичности // Проблемы общей и педагогической психологии: Сборник научных трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины / Под ред. С.Д. Максименко. К., 2007. С.46-57.

2. Голубев А.А. К вопросу о путях формирования профессиональной направленности будущих офицеров / в сб. НПК «Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие». Воронеж: Научная книга, 2015. С.28-30.

3. Голубев А.А. Динамика ценностных ориентаций и мотивации курсантов военных вузов в процессе обучения / в сб. НПК «Молодежные чтения памяти Ю.А. Гагарина». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016. С.44-46.

4. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т.19. №4. С.80-87.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.

6. Созонник А.В.Формирование профессиональной идентичности личности курсанта на разных этапах профессиональной социализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. №1(64). С.12-17.

7. Шаповал В.А. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел:система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода. СПб:Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. 256 с.

8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. … докт. психол. наук. М., 2001. 327 с.

Просмотров работы: 79