Формирование личности будущего офицера в военном вузе во многом обусловлено развитием его потребностно-мотивационной сферы. Особенно это касается профессиональной подготовки офицера, предметом деятельности которого является не просто человек, а его психика, внутренний мир, индивидуально-физиологические особенности. Это предъявляет особые требования к подготовке военного специалиста в области организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.
Решить задачи, связанные с формированием необходимой потребностно-мотивационной сферы личности, адекватной целям профессиональной деятельности, призвано вузовское образование. И здесь возникает множество трудностей, связанных с организацией обучения, которое порой строится на традиционном подходе, главной целью которого является вооружение курсантов знаниями. Такой подход не всегда нацелен на использование возможностей курсантов, их личностных и психологических ресурсов [3].
В связи с этим представляется важным рассмотрение вопроса целевой организации обучения как средства развития мотивационной сферы профессионала. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что изменения в учебно-воспитательном процессе вуза должны начинаться с определения целей обучения, опирающихся на социальный заказ. Определение содержания психолого-педагогического образования тесно связано с проблемой разработки модели специалиста и требований к его подготовке. Выделение и анализ знаний и умений, диктуемых профессиональными задачами, стоящими перед военным педагогом-психологом, позволяет определить объем и содержание знаний, входящих в эти умения.
Важный аспект, который следует учитывать при разработке целей образования, – переход от конечных комплексных целей к целям изучения отдельных учебных дисциплин. Каждый предмет представлен в конечных целях по-разному. Одни предметы непосредственно входят в эти цели, другие же связаны с ними опосредствованно – через другие дисциплины. Отсюда вытекает, что цели обучения должны быть представлены в системном виде. Особое место в этой иерархии занимают дисциплины предметной подготовки, задача которых – не только помочь курсанту сориентироваться в избранной профессии и очертить для себя ее общий контур. Изменение содержания, тематики и повышение сложности изучаемого материала должно сопровождаться корректировкой целевых установок учебных дисциплин. Если на начальном этапе основная задача состоит в освоении категориального аппарата психолого-педагогической науки, то в дальнейшем курсанты пытаются осмыслить и изучать практический опыт воспитательной работы, организацию морально-психологического обеспечения деятельности подразделений.
Наряду с проблемами определения целей профессионального образования требуется изменение форм и методов процесса обучения. Как отмечает Б.А. Агеев, необходим переход к активным методам, с помощью которых можно эффективно формировать у обучаемых не только учебно-познавательные, но и собственно профессиональные мотивы, ориентацию на предстоящую практическую деятельность [1].
Важной формой профессионального становления офицера является психологический практикум, в ходе которого курсанты не только осваивают различные психологические методики, но и овладевают многими профессиональными навыками. Широкий спектр предлагаемых для этого заданий позволяет сформировать из выпускника мыслителя, аналитика, прагматическую конкретность и научный интерес исследователя.
Формирование мотивационной готовности зависит от использования в образовательном процессе педагогических принципов состязательности и стимулирования курсантов. Решение этой проблемы тесно связано с учетом и контролем результатов успеваемости курсантов, анализом выполнения ими плана привития командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. С этой целью в военных вузах позитивную роль играет методика рейтинговой оценки курсантов, которая определяется по окончанию каждого семестра и учитывает практическую направленность их деятельности. Показатели рейтинга позволяют не только выявить наиболее успевающих курсантов, но и сравнивать результаты коллективной работы учебных групп в течение различных периодов обучения.
Повышениеэффективности обучения в военном вузе во многом зависит отсоздания психолого-педагогических условий для формирования личностной позиции курсанта, раскрепощения его как субъекта учебно-профессиональной деятельности.При этом важно учитывать, что эта деятельность – совместная. В условияхсовместной учебной деятельности возрастает эффективность обучения, связанная не столько с активизацией познавательных способностей курсантов, сколько усиливается ориентация на предстоящую профессиональную деятельность. Это позволяет сформировать у курсантов своеобразный образ будущей профессии и собственную траекторию движения к ней. Естественно, что в процессе обучения этот образ будет уточняться, индивидуализироваться, но без него освоение профессии превращается в броуновское движение от предмета к предмету и от сессии к сессии [2].
Важным направлением повышения мотивационной готовности курсантов к воспитательной деятельности в войсках является наиболее полная реализация возможностей, заложенных в учебном процессе, активизация участия кафедр каждого преподавателя в воинском воспитании курсантов.Успех педагогической деятельности требует согласования целей воспитательного процесса с интересами и устремлениями курсантов, наличия тесного взаимодействия преподавателей с командованием факультетов и начальниками курсов по вопросам успеваемости и воинского воспитания курсантов, проведения совместных мероприятий по формированию мотивационной готовности будущих офицеров к воспитательной деятельности в войсках.
Литература
Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. М.: ГА, 1994. 120 с.
Колосов А.В. Формирование психологической готовности офицеров-выпускников командного профиля к практическому решению задач воинской деятельности. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (выпуск № 3). Москва, 2007. С.227-230.
Якимов Ю.М., Мелетичев В.В. Мотивационное обеспечение подготовки курсантов по специальности Морально-психологическое обеспечение войск» в военно-инженерном вузе: учебно-методическое пособие. СПб. Изд-во ВУ ПВО, 2003. 67 с.