КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЙСКАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЙСКАХ

Попеско С.В. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«7»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивы связаны с военно-профессиональной направленностью личности офицера, т.е. с совокупностью важнейших целей, которые ставит он в процессе служебной деятельности. Только становясь мотивом, потребность приобретает свою полную психологическую определенность. Каждый вид психолого-педагогической деятельности характеризуется своими специфическими побудительными мотивами, в которых своеобразно трансформируются особенности профессиональной деятельности по обучению и воспитанию подчиненных.

Мотивация военной службы и профессиональной деятельности – процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной и профессиональной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков военно-профессиональной деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности.

Мотивы можно классифицировать по различным основаниям[3].

В первую группу можно включить мотивы, связанные с важнейшими сферами жизни общества. Здесь могут быть выделены идейные мотивы, политические (связанные с внешней и внутренней политикой), военные, военно-политические, нравственные, эстетические и др.

Ко второй группе относятся мотивы, связанные с деятельностью. Сюда входят мотивы таких важнейших видов деятельности, как общественная, профессиональная, учебно-познавательная, военно-профессиональная. По времени проявлениямогут быть выделены постоянные, длительные или кратковременно действующие мотивы. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей); вторые – в течение многих лет (определяются познавательной потребностью личности); третьи – в течение ограниченного временного интервала (определяются стремлением к познанию чего-то нового).

По силе проявлениямотивы разделяются на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, которые характеризуются средней силой проявления, и слабые, оказывающие на деятельность малозначимое влияние.

По широте воздействиямотивы делятся на широкие социальные (направленные на интересы общества), средние групповые, корпоративные (направленные на интересы определенной социальной группы) и узколичностные (направленные на интересы конкретной личности).

По отношению к личности и ее поведениюразличают мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности или вне ее поведения. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация, как правило, основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренняя мотивация –конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «Я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированная деятельность не требует поощрений. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для получения каких-либо наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

По проявлению в поведениимотивы могут быть реальные (или актуальные) и потенциальные. Реальными мы называем мотивы, которые органически побуждают поведение и деятельность. Под потенциальными мотивами понимаем такие, которые сформировались у личности, но не проявляются в данный момент. Здесь могут быть два случая: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею ранее занимался, но переключился на другую. Иногда в определенные моменты потенциальные мотивы могут переходить в реальные, и наоборот. Причиной этого может быть недостаточная сила мотива, обусловливающая его проявление в каких-тo критических ситуациях[2].

Мотивационно-ценностные отношения обусловлены системой мотивов. Выделяются несколько групп мотивов, обусловливающих профессиональную деятельность офицера: понимания предназначения профессии, профессиональной деятельности, профессионального общения, проявления личности в профессии.

Мотивы понимания предназначения профессиивозникают и раз­виваются как форма и мера профессиональной направленности, принятия конечных целей деятельности. Профессиональная направ­ленность рассматривается как интерес к профессии офицера и склонность заниматься ею. Она является сложным многомерным образовани­ем и включает в себя представление о цели; мотивы, побуждаю­щие к деятельности; эмоциональное отношение к деятель­ности.

Мотивы профессиональной деятельностивыражают ранее сло­жившиеся потребности личности, актуализированные при взаи­модействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверж­дения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.). Этот вид мотивов связан с такими личностными качествами, как: усилия, понимаемые как физическое, умственное, душевное напряжения, необходимые для эффективного выполнения про­фессиональной деятельности; старания как усилия, направленные на достижение профессио­нальной деятельности и характеризующиеся усердием, прилежа­нием в работе и т.д.; настойчивость как решительность, упорство, требовательность в достижении конечного результата деятельности; добросовестность как честность, старательность, тщательность выполнения профессиональной деятельности;нацеленность как направленность личности на результат своей деятельности, своего стремления.

Мотивы профессионального общенияотражают стремление военнослужащего утвердиться в профессиональной группе, гордость за кол­лектив, солидарность в деятельности, стремление к труднодостижимой, цели. В процессе профессионального общения курсант не толь­ко приобретает необходимые навыки и умения, но и овладевает опытом творческой деятельности. Профессиональное общение сопровождается повышением преданности интересам организа­ции. По мере усиления мотивации профессионального общения улучшается психологический климат в группе, повышается эф­фективность труда, упрощается управление организацией.

Мотивы проявления личности в профессиивыражают особен­ности самосознания личности в условиях взаимодействия с про­фессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намеченный путь и есть «мое призвание» и т.п.). На этапе формирования мотивации первостепенное значение приобретают актуализация профессиональных интересов, включение формулируемой задачи в контекст будущей профессиональной деятельности [4].

Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у военнослужащих формируется мотивационная готовность к военно-профессиона-льной деятельности. Эта готовность представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в те или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики ипобуждают военнослужащего к деятельности, регулируют его поведение. Д ля более точного выявления уровней мотивационной готовности офицера к воспитательной деятельности необходима система критериев. Их классификация основывается на исследованиях, проводимых в этой области военными психологами.

Первая группа критериев –внешние. К ним относятся:

– особенности профессиональной деятельности офицера; склонность к психолого-педагогической деятельности;дисциплинированность; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению; обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; работоспособность, адекватность действий в ситуации решения военно-профессиональных задач и т.д.;

– отношение учебного коллектива в целом (уважение, доверие), авторитет среди сослуживцев и подчиненных.

Результатом действия данных критериев может служить достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих.

Вторая группа критериев–внутренние, к которым относятся:

– преобладание в структуре мотивационной готовности будущих офицеров образований широкого социально-значимого плана;

– степень адекватности самооценки руководящего состава; положительная самооценка хода и результатов деятельности; самооценка отношения к коллективу, ее адекватность коллективной оценке личности офицера.

Результатом действия внутренних критериев мотивационной готовности выступает преобладание в иерархии ее структурных элементов мотивационно-смысловых образований широкого плана. Формирование того или иного уровня мотивационной готовности личности к военной службе является следствием разрешения противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития внутренних побудительных сил офицера[1].

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

1.Профессиональная готовность– определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии. Профессиональная готовность офицера к службе в войсках отражает уровень развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, которые обеспечивают успех предстоящей психолого-педагогической деятельности.

2. Мотивационная готовность будущих офицеров к службе в войсках является частью их профессиональной готовности выполнять свои функциональные обязанности. Формирование мотивационной готовности связано с появлением устойчивых психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего.

Литература

Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. М.: ГА, 1994. 120 с.

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2007. С.170-175.

Колосов А.В. Формирование психологической готовности офицеров-выпускников командного профиля к практическому решению задач воинской деятельности. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (выпуск № 3). Москва, 2007. С.227-230.

Королев Л.М. Теория и практика психологического обеспечения военно-авиационной деятельности.Монография. ВВА им. Ю.А.Гагарина. Монино, 2002. 217с.

Просмотров работы: 3