ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИДЕРОВ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИДЕРОВ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Комиссаров А.А. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«12»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Деятельность воинских коллективов ставит ряд вопросов относительно субъекта лидерских процессов. Какова личность лидера? Какова личность тех, с кем взаимодействует лидер? Как они находят взаимное понимание и поддержку? И много других вопросов. В социально-психологической литературе лидер описывается в связи с его отличительными особенностями и признаками. Выделяют свойства инициативности и умения трезво оценить ситуацию, честолюбие, способность принимать адекватные решения, организаторские способности и прочие качества.

Для выяснения личностных качеств лидера, а также ожиданий и требований, которые предъявляют командиры (начальники) к личности инструментального и экспрессивного лидера, было проведено исследование, в котором приняли участие 38 офицеров. Им был предложен перечень личностных свойств, включающих интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и другие профессионально-важные качества, с просьбой оценить их по пятибалльной шкале и ранжировать таким образом, чтобы значимые личностные свойства, ведущие для инструментального лидера в данном воинском коллективе (с которым работает офицер), занимали верхние строки списка, а самые несущественные – нижние. Если, по мнению офицера, в списке каких-либо свойств недоставало, он мог включить их. Аналогичная процедура проводилась и относительно личности экспрессивного лидера. Исходный материал был статистически обработан и в результате удалось выявить 25 личностных свойств, эталонных для того и другого лидера: справедливый, трудолюбивый, умеет организовать работу, умный, собранный, сообразительный, требовательный, энергичный, настойчивый, выдержанный, решительный, уверенный в себе, инициативный, самостоятельный, принципиальный, хороший товарищ, обладает чувством собственного достоинства, общительный, уравновешенный, внушает симпатию, скромный, властный, упрямый, самолюбивый, обидчивый.

Анализируя и сравнивая эталоны представлений об инструментальном и эмоциональном лидерах, можно заметить, что требования к их интеллекту примерно равные (умный, сообразительный); такие качества, как обидчивость, упрямство, властность и самолюбие также в равной мере нежелаемы для одного и другого лидеров (именно эти качества занимают последние 4 строки в списке).

Различие состоит в требовании к организаторским способностям. По мнению офицеров, они должны быть более выражены у инструментального лидера (умеет организовать работу), он должен обладать и более развитыми качествами, значимыми в военно-профессиональной деятельности (трудолюбивый, требовательный, собранный). В эталоне экспрессивного лидера подчеркивается значимость личностных свойств, раскрывающих отношение к другим людям – общительный, внушает симпатию, хороший товарищ.

В дальнейшем было проведено исследование 24 инструментальных и экспрессивных лидеров воинских подразделений. Статистическая обработка полученного эмпирического материала позволила выяснить их распределение и выраженность у реальных инструментальных и экспрессивных лидеров.

При сравнении ожиданий офицеров (данные эталона) и реально полученных показателей личностных свойств инструментальных и эмоциональных лидеров обнаруживается определенная, отчетливо выраженная тенденция. Наибольшее расхождение между ожидаемым и реальным набором личностных свойств лидеров отмечается, с одной стороны, в тех индивидуально-психологических особенностях, которые представляются офицерам наиболее значимыми и желаемыми, а с другой – в тех свойствах, которые, по мнению офицеров, являются наименее значимыми и желаемыми.

Для инструментального лидера наибольшие расхождения между ожидаемыми и реальными свойствами получены по показателям: «справедливый», «трудолюбивый», «умеет организовать работу», «умный», «собранный», «сообразительный», «требовательный», «энергичный», «настойчивый», «выдержанный» и «решительный»; для экспрессивного лидера по показателям: «сообразительный», «инициативный» и др. Наиболее существенные расхождения обнаруживаются в двух аспектах. Первый – чем большие ожидания заложены, тем меньше они удовлетворяются в реальной жизни. Так, офицеры хотели бы видеть лидера более справедливым, сообразительным, трудолюбивым, общительным, инициативным, умеющим организовать работу. Средняя оценка этих качеств равна 4,62 балла в эталоне. У реальных лиц, выполняющих роль лидеров, она составляет в среднем только 3,52 балла. Второй аспект – чем в меньшей степени желательны некоторые личностные свойства в эталоне, тем в большей мере им обладает реальный лидер. В числе таких качеств офицеры указали властность, упрямство, обидчивость, самолюбие. Их средняя оценка равна 1,83 балла, а у реальных военнослужащих, выполняющих роль лидера – 3,11 балла.

Таким образом, можно говорить о следующей тенденции. Максимизация и минимизация ожиданий и требований офицеров к реально действующим лидерам в подразделениях является неадекватной и не отвечает элементарному здравому смыслу. Офицеру-воспитателю следует руководствоваться критерием оптимальности при выборе и оценке личностных качеств военнослужащего, подбираемого на роль, например, инструментального лидера.

Просмотров работы: 19