РОЛЬ ПАТРИОТИЗМА В ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ПАТРИОТИЗМА В ОБЩЕСТВЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Каразаев А.В. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет «4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Полноценное развитие любого государства не возможно без формирования основы его будущего – молодого поколения с прочной ценностной основой. Развитие гражданских и патриотических качеств молодёжи является ключевым вопросом современного общества.Формирование у неё особого эмоционального переживания своей принадлежности к стране, своему народу, традициям возможно сегодня при наличии системы патриотического воспитания, охватывающей все социальные группы.

В.И. Ленин писал, что патриотизм – это закреплённое веками одно из наиболее глубоких чувств [1]. В современном обществе понимание сущности патриотизма у разных людей разное, поэтому важно разобраться, что мы вкладываем в это понятие.

Во времена монархического строя в национальном самосознании русского народа понятие патриотизма связывалось с традициями православной культуры. Российской государственной идеологией становятся слова «Бог, Царь, Отечество». Многие выдающиеся деятели, такие как Н.М. Карамзин, А.И. Тургенев, С.Н. Глинка посредством своего творчества призывали «положить свою жизнь за Отечество». Эта идея перекликалась сЕвангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В Российской империи патриотизм связывался не только с военной службой. Широко был распространен сознательный гражданский патриотизм, который великий русский философ Василий Розанов охарактеризовал следующим образом: «Мы должны ее любить родину именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее» [2].

Задачи патриотического воспитания в дореволюционной России эффективно решались благодаря системе кадетского образования и императорских лицеев, которые готовили специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Это была попытка создания стройной системы образования, сочетающей в себе единые принципы обучения и воспитания с превалирующим компонентом военного образования.

В советский период система патриотического воспитания в нашей стране имела ряд отличий от прежней системы, так как она стала тесно связана с идеологической составляющей политического режима. Стали формироваться новые классовые, политические и идеологические признаки общества, Отечество стало пониматься как социалистическое, отражающее появление новой общественной системы, в которой можно выделить следующие элементы:

воспитание в рамках молодёжных движений (октябрятского, пионерского, комсомольского);

ДОСААФ СССР (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту);

Суворовские и Нахимовские училища;

Молодёжные военно-патриотические объединения и клубы.

Эти элементы воспитательной системы сыграли в советское время важную роль в укреплении обороны страны и в патриотическом воспитании молодёжи.

В современной России тема патриотизма стала одной из самых дискуссионных. Отношение к этому понятию довольно неоднозначно. В своё время Л.Н. Толстой отрицательно отзывался, считая чувство патриотизма «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное – безнравственным». Он полагал, как и многие в современном обществе, что патриотизм неизбежно порождает войны и является основой государственного угнетения [3].

Сторонники этой идеи провозглашают сегодня, что патриотизм и ксенофобия – это две стороны одной медали. Согласно данным взглядам, разделение на «своих» и «чужих» свойственно любой социальной группе. Одним из основных человеческих инстинктов является стремление защитить себе подобных. Именно этот инстинкт лежит в основе патриотизма. Но именно такое разделение является и основой ксенофобии, дискриминации, порождающие войны, о чем говорил Л.Н. Толстой.

На современном этапе развития нашей страны мы должны понимать, что ксенофобия – это исключающее настоящие патриотические чувства явление. Это порождение исключительной нарцисической любви, чувства собственного превосходства.

Вот, что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II: «Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжимирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением»[4].

Еще одной из идей, которую можно встретить сегодня на страницах печати – это афоризм Самюэля Джексона: Патриотизм – это последнее прибежище негодяя. Якобы патриотизм – это та оболочка, под которой сегодня непорядочные власть имущие лица достигают своих корыстных целей. В данном контексте понятие «патриотизм» приобретает негативный оттенок.

Но сам Джексон вкладывал в эти слова иной смысл. Английский поэт, критик хотел этой фразой подчеркнуть, что патриот – это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом — любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными побуждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами». Таким образом, авторский смысл данного высказывания: «не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека — последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь» [5].

На сегодняшний день можно наблюдать большое количество разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма. Активная пропаганда жизненных стандартов общества массового потребления является серьёзным испытанием для молодёжи. Для того, чтобы чётко очертить понятие патриотизма и его роль на современном этапе развития нашего государства начиная с 2001 года каждые пять лет Правительство Российской Федерации осуществляет Государственную программу патриотического воспитания граждан.

Программа 2016-2020 года призвана реализовать историческую миссию российского патриотизма с целью обеспечения национальной безопасности и укрепления нашей страны на мировой арене. Она позволяет сохранить в сознании молодого поколения те ценности, которые во все времена имеют общечеловеческое значение – Отечество, патриотизм, достоинство, нравственность.

В настоящее время в нашей стране действуют около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Эти организации охватывают более 100 тысяч юношей и девушек.

В различных формах сохранились те способы военно-патриотического воспитания, которые существовали в советское время – Суворовские и Нахимовские училища, военно-патриотические клубы, ДОССАФ. Появились новые направления, среди которых Юнармия – всероссийское военно-патриотическое общественное движение, созданное в 2016 году. Значимость деятельности данных организаций определяется еще и тем, что они помогают формировать мировоззрение тех молодых людей, чья дальнейшая профессиональная деятельность будет связана с обеспечением безопасности нашей страны.

Патриотическое воспитание является неотъемлемым направлением целостного процесса воспитания курсантов военных вузов, целью которого – сформировать у будущих офицеров важнейшие духовные и нравственные ценности, патриотическое самосознание, стремление выполнять свой гражданский и воинский долг.

Для достижения цели в учебно-воспитательный процесс военных вузов внедряется содержание, стимулирующее развитие патриотических чувств. Особая роль в данном процессе отводится гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, обладающим большим воспитательным потенциалом.

Достижению воспитательных целей способствуют формы работы по патриотическому воспитанию, осуществляемые во внеучебное время. Среди проводимых в военных вузах мероприятий – участие в военных парадах, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной войне, торжественные церемонии возложения венков в значимые для всего народа даты, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками миротворческих операций и локальных конфликтов, сотрудниками музеев, священнослужителями. Героическое прошлое наших предков даёт мощный импульс современной молодёжи к духовному развитию, эффективной реализации собственного потенциала на благо своей страны.

Таким образом, анализ истории развития российского патриотизма позволил нам проследить результат эволюции форм патриотического воспитания, существовавших в России. Учет положительного опыта в современной системе патриотического воспитания молодёжи в условиях современного экономического и политического положения нашей страны позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивое развитие Российского государства.

Литература

Ленин В. И. Полное собрание сочинений.– 1969.– 5 изд. – Т. 37. – С. 190.

Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени. – М.: Эксмо, 2008. – 346 с.

Толстой Л.Н. Патриотизм или Мир? // Толстовский Листок/ Запрещённый Толстой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993. – Вып. 3.

Духанин В. Памяти Святейшего Патриарха Алексия II // Благодатный огонь. – 2008. – № 19. – С.24.

Литературная газета. – 2001. – 18—24 апр.

Просмотров работы: 1048