Развитие математической речи младших школьников на уроках математики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие математической речи младших школьников на уроках математики

Львова Н.Д. 1
1ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Математика – наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы» (словарь Ожегова С.И.). Характерная черта математики – широкое применение в ней специальных знаков, символов, позволяющих точно и обобщенно выражать соответствующие формы мыслей, поэтому ее справедливо называют особым языком.

Методически умелое использование математического языка обеспечивает сознательность учения, ускоряет развитие мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, рациональному оперированию знаковыми системами, пространственным представлениям, запоминанию и воображению [7, с. 19].

Анализ педагогической практики свидетельствует о низком уровне развития математической речи школьников. Это проявляется в том, что учащиеся испытывают затруднения в ряде учебных ситуаций. Например, когда необходимо: обосновать правильность своего ответа или свою точку зрения, без посторонней помощи полностью выполнить учебное задание, сформулировать учебную проблему, сделать обобщение, вывод и т.д.

Виды ошибок в употреблении математических терминов:

- незнание истории появления числительных;

- ошибки в склонении имен числительных;

- неграмотное употребление математических терминов.

Важную роль играет речь учителя и подражание ей детьми. Ведь это не только главный инструмент профессиональной деятельности, форма обучения, но одновременно одно из средств и приемов обучения.

Важное направление работы – формирование культуры математической речи. Оно сводится к устранению ошибок и речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, неправильный порядок слов, употребление лишних слов и т.п.

Общение на математическом языке как конечная цель обучения младших школьников предполагает формирование математической грамотности, т.е. способностей ученика распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами этой науки; формулировать их на языке математики; решать проблемы, используя математические методы; анализировать методы решения; интерпретировать, формулировать и записывать результаты решения [6, с. 25].

Между тем развитие математической речи учащихся и овладение ими математическим языком обеспечивает  сознательность учения, ускоряет  развитие математического мышления как совокупности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, мышлению свернутыми структурами, рациональному оперированию знаковыми системами математического языка, к пространственным представлениям, запоминанию и воображению. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и ее язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых  математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и  обучении ребенка.

Можно выделить следующие пути развития формирования и развития математической речи учащихся:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Формирование культуры математической речи.

3. Развитие связной математической речи.

4. Математические диктанты.

5. Математический словарь школьника.

6. Логические упражнения.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов. 

При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания, учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Например, следующие упражнения:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.

2. Прочитайте выражения, используя математические термины: 

(83-47):4         69-42:6        35+9х(24-14)

3.    Прочитайте выражения разными способами:  

36+18,      72:12,       59-7,    17х3

4. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.

Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание. 

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

- объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.

2. Следующие упражнения требуют включения знаний на применение терминов (правильное и неправильное).

- Определите верно или неверно данное высказывание:

    а) Произведение 8 и 3 равно 21.

   б)  Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.

   в)  Произведение 5 и 3 меньше произведения 7 и 2.

   г)  Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.

3. Упражнения на правильное написание терминов:

- запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.

- исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.

4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

- Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?

а) сумму 18и 16 уменьшили на 2.

б) к 18 прибавили частное 16 и 2.

в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

5.Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:

1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:

    а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;

    б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;

    в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;

    г) частное пятидесяти двух и четырёх;

2) Запиши выражение и найди его значение:

    а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать

    б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти    шести и пятидесяти девяти.

    в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9

    г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.

Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п. 

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

- устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;

- Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало воспользоваться?

  Для осуществления работы по развитию математической речи учителя используют разработанную систему упражнений, которые направлены как на развитие устной, так и письменной математической речи. Изменив вид и формулировку задания, но сохранив его главную цель, можно добиться значительных результатов.

Развитие математической речи будет происходить эффективно только при последовательной работе, в основе которой лежит многократное воспроизведение и самостоятельное использование материала в речевых ситуациях.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.  

Список литературы:

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с.

Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000. – 248с.

Пинская М. «Оценивание – способ повышения эффективности обучения»3.Руководство для учителя, 2012 г.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с

Специальная педагогика /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 248 с.

Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч.-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения).- Белгород, 2006.

Просмотров работы: 626