Механизм работы по профилактике наркомании среди военнослужащих по контракту определяется директивой Министра обороны Российской Федерации 2000 года № Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации», указаниями заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальника Главного управления воспитательной работы, в реализации медицинских аспектов – начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также руководителей органов военного управления видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны.
Ежегодным установочным приказом командира воинской части объявляется состав рабочей группы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, определяются основные задачи и направления деятельности.
Командиру (начальнику) в работе по противодействию наркомании среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, рекомендуется проводить определенный комплекс основных мероприятий.
Сбор, обобщение информации о наркологической обстановке в районах дислокации и на территории военного городка, ее анализ и оценка. Прогнозирование развития ситуации.
Сбор и обобщение сведений о наркологической обстановке осуществляется штабами, офицерами воспитательных структур, а также медицинскими работниками части. Помимо данных, поступающих в порядке, определенном воинскими уставами, приказами и распоряжениями соответствующих командиров и начальников, в интересах оперативного получения достоверных сведений требуется установить и постоянно поддерживать тесные контакты с органами местного самоуправления, с подразделениями органов ФСКН России, ФСБ России и МВД России, специализированными медицинскими учреждениями, общественными организациями, целенаправленно противодействующими распространению наркомании. Не менее важными могут быть сведения, поступающие от местных жителей, актива подразделений.
На основе анализа необходимо определить следующие выводы:
состояние наркологической обстановки в регионе, местах дислокации подразделений и ее влияние на положение дел в воинской части;
наркологическая обстановка в воинской части среди различных категорий военнослужащих, в первую очередь среди солдат, сержантов, проходящих военную службу по контракту, как наиболее влиятельной части личного состава, имеющей опыт проживания в гражданских условиях среди значительного количества лиц, употребляющих наркотики или участвующих в незаконном наркообороте, членов их семей и гражданского персонала, общее число лиц, склонных к наркомании;
неблагополучные в наркологическом плане подразделения (к ним могут быть отнесены подразделения, где имели место случаи употребления наркотиков; в которых проходит службу значительное количество лиц, склонных к употреблению наркотических средств; дислоцирующиеся в местах произрастания наркосодержащих растений; на путях контрабанды наркотиков; либо те воинские коллективы, где общественное мнение о пользе наркотиков носит устойчивый характер и является преобладающим);
действенность усилий должностных лиц и эффективность принимаемых мер по противодействию наркомании;
какие меры необходимо принять по пресечению незаконного проникновения наркотиков на территории военного городка и недопущению участия личного состава в наркопреступности или употреблении наркотических средств в немедицинских целях.
В неблагополучных в наркологическом плане подразделениях состояние дел анализируется подробно (главные причины и условия, способствующие распространению наркомании в данных воинских коллективах, количество лиц, склонных к употреблению наркотических веществ, их круг общения и степень влияния на сослуживцев, наиболее доступные наркотические средства, возможные каналы доставки наркотиков в подразделение или места их произрастания, направленность существующего в воинских коллективах общественного мнения относительно употребления наркотиков, насколько широко и прочно оно укоренилось среди военнослужащих и др.). Список лиц, склонных к наркомании, уточняется по каждому подразделению отдельно.
Анализ даст возможность объективно оценить наркологическую обстановку, работу соответствующих категорий должностных лиц по противодействию наркомании и действенность проводимых мероприятий и разработать обоснованный прогноз развития ситуации на год или на учебный период. Прогноз необходимо уточнять не реже одного раза в полугодие.
На основе прогноза командир (начальник) обязан выработать решение по совершенствованию работы, направленной на противодействие распространению наркомании, носящей упреждающий профилактический характер (направления сосредоточения основных усилий, важнейшие мероприятия, последовательность и сроки их проведения, возможные направления взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными и общественными организациями). Принять действенные меры по реализации выработанного решения по профилактике.
К решению прилагаются списки лиц, склонных к употреблению наркотиков, за каждое из подразделений.
На основании решения командира осуществляется планирование работы по профилактике наркомании в воинской части.
Планирование работы по профилактике наркомании осуществляется в сроки, определенные требованиями приказов и директив старших начальников.
При планировании учитывается специфика выполнения подразделениями учебно-боевых и боевых задач. Предусматривается обязательный охват всех категорий военнослужащих, а также членов их семей и гражданского персонала воинской части. Основные усилия сосредоточиваются на неблагополучных (в плане состояния воинской дисциплины и медицинских показателях) подразделениях.
В планировании участвуют все должностные лица воинской части. В основу плана включаются профилактические мероприятия воспитательной работы, пропаганда медицинских знаний в области наркомании и необходимости здорового образа жизни военнослужащих и членов их семей, деятельность штаба по организации службы войск в контроле за сохранностью наркотических средств в медицинском подразделении (в подразделениях выполняющих боевые задачи) и обеспечении пропускного режима на территорию военного городка в целях пресечения каналов доставки наркотических средств вне медицинских целей, соблюдении требований общевоинских уставов в повседневной деятельности войск (сил).
В соответствии с изменениями обстановки в утвержденный план оперативно вносятся коррективы.
Значительное место в работе командира (начальника) должно занимать обучение командиров в решении проблем противодействия наркомании и организация взаимодействия в этой сфере.
При организации взаимодействия в профилактике наркомании в первую очередь следует достигнуть согласованности усилий в масштабе воинской части, а также установить тесные рабочие контакты с местной администрацией, правоохранительными органами, врачами, специализирующимися в области наркологии и психиатрии, участвовать в работе межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при органах исполнительной власти.
Работа по обучению офицеров практике противодействия наркомании организуется с привлечением работников правоохранительных органов (ФСКН России, ФСБ России, МВД России и сотрудников специализированных медицинских учреждений и медработников части. Основное внимание следует уделять обучению в подразделениях офицеров, прапорщиков и сержантов, проходящих военную службу по контракту и замещающих должности командиров.
В ходе методических занятий наиболее подробно необходимо изучить:
требования руководящих документов к организации и проведению работы по профилактике наркомании;
формы и методы работы должностных лиц по предупреждению случаев употребления наркотиков военнослужащими;
отличительные признаки наиболее распространенных (в данном регионе) наркотических веществ; порядок выявления лиц, склонных к употреблению наркотических веществ, специфику индивидуальной воспитательной работы с ними, особенности работы с военнослужащими, ранее замеченными в употреблении наркотиков;
диагностику состояния наркотического опьянения и абстиненции, выявление фактов употребления и кустарного изготовления наркотиков по косвенным признакам;
уголовно-правовую ответственность за участие в незаконном обороте наркотиков;
порядок действий военнослужащих любых категорий при выявлении (получении информации) случаев употребления наркотиков;
алгоритм участия должностных лиц и рядовых военнослужащих по перекрытию каналов доставки наркотиков в подразделение, воинскую часть.
В качестве форм обучения могут быть избраны: занятия в системе профессионально-должностной подготовки, в ходе сборов, лекции, беседы, информирование, занятия по общественно-государственной подготовке, "круглые столы", обмен опытом работы, индивидуальное обучение и различные формы самообразования (для реализации этой формы обучения должны быть решены вопросы обеспечения офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, справочной литературой). В некоторых формах обучения целесообразно практиковать проведение собеседований или принятие зачетов.
Занятия должны проводиться регулярно. Каждая категория военнослужащих должна быть привлечена к ним в той или иной форме не реже одного раза в месяц. С офицерами и прапорщиками, сержантами, проходящими военную службу по контракту, по каким-либо причинам не принимавшими участия в общих мероприятиях, в том числе с прибывшими к новому месту службы, проводятся дополнительные занятия, а с командным составом учебных подразделений – накануне прибытия молодого пополнения.
Особое внимание должно быть уделено подготовке медицинских работников и в первую очередь – диагностике состояния наркотического опьянения и абстиненции, оказанию первичной медицинской помощи лицам, находящимся под воздействием наркотиков или испытывающим его последствия.
Помощник командира воинской части, соединения кроме организации и планирования изучения вопросов профилактики наркомании в системе правового обучения и правового информирования личного состава обучает военных дознавателей, входящих в состав внештатной группы по противодействию наркомании, проведению следственных действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Литература
1 Директива Министра обороны Российской Федерации 2000 года № Д-32 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации»
2. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2016 года №655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Методическое пособиепо организации деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, психологов и медицинских работников соединений и воинских частей Ленинградского военного округа по профилактике наркомании в воинских коллективах / под ред. Г.И. Прудских. – СПб, 2007. – 35 с.
4. Павленок П.Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. – М., 2010. – С.59-69.