О ПРОБЛЕМЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О ПРОБЛЕМЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Беляев М.Ю. 1
1ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), факультет«4»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учет характерологических особенностей личности курсантов необходим для решения проблем их профессионального становления, например, при их адаптации к учебно-профессиональной деятельности. При этом важен учет характерологических отклонений субъекта учебно-профессиональной деятельности, а именно различных акцентуаций.

Одним из направлений в учении о характере является разграничение нормы и патологии в индивидуальной психологии. Проанализировав психологическую литературу, можно отметить, что типы характеров традиционно подразделяются на две основные группы: гармонические и дисгармонические. Гармонический характер предполагает его совершенство, исключает однобокость, односторонность развития. Дисгармоническим называется характер, черты которого развиты неравномерно, обнаруживается избирательная чувствительность и уязвимость в отношении одних социальных обстоятельств и повышенная устойчивость к другим. Поэтому в людях с дисгармоническим характером потенциально заложена возможность как больших социальных достижений, так и глубокой социальной дезадаптации и деформации. Тот или иной вариант их жизни значительно в большей степени, чем у гармонических личностей, зависит от жизненных обстоятельств, субъективных условий. Когда эти обстоятельства не благоприятствуют дисгармоническим личностям, они предстают как неудачники или социально отрицательные лица, но при других условиях могут достигнуть значительных успехов. Некоторые специалисты называют дисгармонический характер также акцентуированным, подчеркивая этим, что их отдельные черты приобретают необычно высокую степень выраженности [1].

В отечественной (О.В. Кербиков, П.Б. Ганнушкин, В.В. Ковалев, А.Е. Личко) и зарубежной (М. Тромер, Э. Кречмер, К. Леонгард) литературе по психиатрии уделялось большое внимание изучению акцентуаций характера. В большинстве своем ученые пришли к выводу, что акцентуации характера – это крайние варианты его норм, при которых одни черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Создателем первой концепции акцентуированных личностей является известный немецкий психиатр Карл Леонгард. Понятие «акцентуированная черта» автор рассматривает через сопоставление с понятиями «средняя норма» и «патология личности».

К. Леонгард считает, что «существуют основные черты человеческой индивидуальности» и данное убеждение лежит в основе его классификации личностей. Акцентуация, по мнению автора, это «те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние» [3]. При большей выраженности той или иной черты, она накладывает отпечаток на личность как таковую и может приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Вместе с тем, К. Леонгард отмечает, что личности, обозначаемые как акцентуированные, не являются патологическими. «При ином толковании, – пишет К. Леонгард, – это вынудило бы нас вынести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом» [там же].

Положение К. Леонгарда о том, что «в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд» [4], должно заинтересовать педагогов, психологов, руководителей, командиров всех степеней.

В этой связи автор отмечает, что «некоторые акцентуированные личности предстают перед нами в отрицательном свете, так как жизненные обстоятельства им не благоприятствовали, но вполне возможно, что под влиянием других обстоятельств они стали бы незаурядными людьми».Автор считает, что обозначение «патологические личности» следует применять лишь в отношении тех людей, которые отклоняются от стандарта, даже когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются [4].

К. Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций личности: демонстративные личности, педантичные, застревающие, возбудимые, ги-пертимические, дистимические, аффективно-лабильные, экзальтированные, тревожные, эмотивные. В тоже время, автор делит акцентуации на акцентуации темперамента и акцентуации характера. Он отмечает, что свойствами характера определяются направленность интересов человека и форма его реакций, в то время как от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций.

При этом, К. Леонгард не устанавливает четкой границы между темпераментом и характером и не считает предлагаемое им деление личностей по характеру на демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых - чем-то абсолютным, также как и черты других типов акцентуаций, определяют отнюдь не один лишь темперамент человека. Так, например, у возбудимой личности, у которой доминируют патологические импульсивные и аффективные реакции, можно усмотреть преобладание черт темперамента. С другой стороны, глубина эмоциональных восприятий у эмотивных личностей сильнее отражается на альтруистических чувствах, чем на эгоистических, обусловливая некоторые черты их характера [3].

В своей работе «Психопатология и акцентуация характера у подростков» А.Е. Личко отмечает некорректность употребления термина «акцентуированная личность» для обозначения изучаемого класса и индивидуально- типологических особенностей. «Правильнее было бы говорить,– пишет автор, – об акцентуациях характера», так как именно «типы характера, а не личность в целом, с ее способностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают эти личности от других» [5].

В зависимости от степени выраженности А.Е. Личко выделяет две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы и отличается наличием постоянных черт определенного типа характера. Скрытая акцентуация относится к обычным вариантам нормы и в обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера могут быть слабо выраженными или не проявляйся совсем.

Однако черты этого типа могут ярко и неожиданно выявиться под влиянием тех ситуации и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» [там же].

А.Е. Личко описывает следующие типы психопатий и акцентуаций: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) астеноневротический, 5) сенситивный, 6) психастенический, 7) шизоидный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) конформный. Автор отмечаем, что предложенная им классификация в основном исходит из классификаций П.Б. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Леонгарду, но отличается от них тем, что она предназначена специально для подросткового возраста и охватывает также психопатии [там же]. Автор обосновывает это тем, что подростковый возраст является периодом становления характера и именно в это время формируется большинство характерологических типов. В этом возрасте различные акцентуации характера выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом [2].

Как отмечает А.Е. Личко, акцентуации характера составляют группу «повышенного риска». «Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня [6].

Рассмотренные типологии акцентуаций характера позволили нам определиться в выборе концепции К. Леонгарда. Этот выбор обусловлен психодиагностической разработанностью данной концепции.

Профессиональное становление курсантов военных вузов, адаптация к учебно-профессиональной деятельности не протекают без сложностей и противоречий. У разносторонней, подготовленной личности труднее путь развития. В поисках себя, в преодолении трудностей, сомнениях и ошибках, в умении конструктивно выходить из кризисного состояния заключается нормальный путь развития молодого специалиста.

Следовательно, актуальной становится проблема изучения акцентуаций характера личности курсантов военных вузов в период их профессионального становления.

Чтобы помочь молодому специалисту преодолеть возникающие отклонения в его поведении и профессиональном развитии, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и типичные сложности этапа профессионального становления и адаптационного периода.

Особенности адаптационного периода в процессе обучения в вузе, его трудности, а также личностные индивидуальные признаки курсантов нередко становятся причиной отчисления. Часто именно в процессе обучения курсанты уходят из вуза из-за несоответствия типологического склада личности, свойств характера требованиям избранной профессии. Это проблема и профессионального призвания к военно-профессиональной деятельности.

Необходимо в процессе становления профессионала своевременно преодолевать возникающие психологические трудности субъективного и объективного плана, искать подход к каждому курсанту, устранять факторы, негативно влияющие на его формирование, учитывать индивидуально-психологические особенности, понимать противоречия, которые он сам не может понять.

Решению проблем характера курсанта в процессе обучения в военном вузе во многом может помочь командный и профессорско-преподавательский состав, если он будет учитывать в работе акцентуации личности курсанта. Это позволит строить отношения с курсантами, сообразуя свои действия с характерологическими особенностями их личности, что даст возможность глубже понять курсантов, прогнозировать их поступки, моделировать поведение и управлять их состоянием в течение всего обучения в военном вузе.

Таким образом, учет профилей акцентуаций характера в процессе обучения важен для реализации индивидуального подхода на всех этапах профессионального становления будущего офицера.

Литература

1 Ананьев, Б.Г. Строение характера [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 172–178.

2 Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие [Текст] / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко.– М.: Фолиум, 1994.– 64 с.

3 Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 544 с.

4 Литвак, М.Е. Предисловие к книге К. Леонгарда «Акцентуированные личности» [Текст] / М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 544 с.

5 Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей [Текст] / А.Е. Личко. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.

6 Личко, А.Е. Психопатология и акцентуация характера у подростков [Текст] / А.Е.Личко. – М.: Медицина, 1983. – 255 с.

Просмотров работы: 13